Юрий Волков:
«Я верю, что
своей энергией
актер может и
должен влиять
на жизни
зрителей»
О жизни и
творчестве от первого лица:
20 апреля свой
юбилей отмечает Заслуженный деятель искусств Забайкальского края,
актер Краснодарского
театра драмы
Юрий Волков.
Юрий
Валентинович, расскажите, что и когда Вас привело на сцену?
Ю.
В.: Я родился в Чите. По характеру я всегда был активным, непоседой, можно
сказать, душой компании. Занимался дзюдо, штангой, участвовал в театральных
школьных постановках и вообще всегда был рад выйти на сцену: играл на гитаре,
эстрадными танцами занимался. Родители же хотели, чтобы я стал медиком, как
они: отец – хирург-травматолог, а мама – окулист. Пока они пытались меня
направить, по их мнению, в правильное русло, я тянулся к творчеству.
Наверняка,
было то, что не давало Вам так просто прийти к своей мечте и заняться тем, что
по-настоящему нравится?
Ю.
В.: Конечно. Моя первая профессия – диплом о среднем образовании – монтажник
радиотехнических электромеханических систем, приборов и автоматики. Это было
после службы в армии в войсках ПВО на Алтае. Два года работал по специальности на
заводе по обогащению урана: постоянный запах тухлых яиц и головные боли…
Хотелось, конечно, совершенно другого в жизни. В свободное время играл в
вокально-инструментальном ансамбле. Но мечтал о чем-то большем, думал поступить
учиться на гитариста.
В
какой-то момент вспомнил, что один из моих сослуживцев из Владивостока звал в
гости. Я взял да поехал к нему. А там: море, дача, клубника, воздух… Возвращаться
в Краснокаменск не хотелось, признаюсь честно. Да и институт друг посоветовал
по моему желанию: Дальневосточный государственный институт искусств.
Не
смотря на то, что вступительные экзамены уже шли полным ходом, я все же
попробовал испытать удачу. Мне предлагали только балалайку… мол, на гитару в
этом году не набираем. Спускаюсь в институте по летнице на второй этаж, вижу: какая-то
суета. Много людей с тросточками, шапочками, все что-то репетируют – театральное отделение. Зашел пробоваться, а мне
объясняют, что у них уже второй тур, так просто пропустить меня не могут. Предложили
на следующий год приехать снова. Пришлось вернуться домой и провести год на
работе. Каким-то образом, разузнав о моей попытке поступать, меня пригласили в
народный театр в Краснокаменске.
Через
год, будучи уже более подготовленным, поехал еще раз во Владивосток и друга с
собой взял даже. На поступлении читал басню Михалкова «Тонкий и толстый»,
какой-то отрывок разыгрывал из спектакля нашего народного театра, пел под
аккомпанемент «Мои мысли, мои скакуны», станцевал лезгинку, вытащив из зала
какую-то женщину – как потом оказалось, она педагог по танцам. В общем-то, весело
было, поступил без проблем, а окончил в 1994 году. Время показало, что всего
пять человек из нашего курса остались в профессии.
Расскажите
о пути Вашего становления уже на профессиональной театральной сцене.
Ю.
В.: Одногруппник предложил после выпуска ехать в Новосибирский «Красный факел»!
У него там и квартира своя была. Все, казалось, здорово устраивается. Но в
последний момент он не смог поехать, и вообще жизнь у него вне профессии начала
складываться… Дело уже к сентябрю, к
этому времени уже все места в театрах обычно заняты, скоро начало сезона. Пробовался
сам в Новосибирские театры, но никакой из них не рисковал брать меня без жилья,
это было большой проблемой. Состояние отчаяния я тогда испытал, конечно. Решил
возвращаться домой, делать было нечего.
Поехал
домой через Читу, там пересадка на другой поезд поздно вечером. Пошел по городу
гулять… вышел на площадь, смотрю: драматический театр. Мне вообще-то не
хотелось в Читу, работать хотелось в большом городе и хорошем театре: Новосибирск,
Москва и т.д. Подумал, до следующего года всю профессиональную форму потеряю,
кому я тогда буду нужен. Зашел в читинский театр, к режиссеру, он спросил, что
я окончил, что умею. «Мне нужны штаны!» - сказал он. Но и тут с жильем было не все гладко, предложили самому найти жилье, пока еще
есть время перед открытием сезона. С этой новостью я приехал домой, взвесив
все, решил, что попробовать стоит. Через какие-то родительские связи нашли
комнату в читинском общежитие. Вот так и устроился в театр.
Думал,
что на один сезон, а там – вернусь во Владивосток. И остался в Чите. На
двадцать один год!
Было
то, что Вас не отпускало? Или так сложились обстоятельства?
Ю.
В.: Я сразу плотно вошел в репертуар, труппа на тот момент была из 35-36
человек, вторых составов не было. Режиссер был отличный – Березин Николай
Алексеевич, являлся также художественным руководителем театра. У него был
хороший вкус по части драматургии: ставил Шекспира, Гоголя, Шварца…много
известных пьес, проверенных временем. Также стоит отметить, что, начиная с 2000
года, наш театр каждый год ездил на гастроли: Питер, Гомель, Минск,
Йошкар-Ола, Чебоксары, Брянск, Калуга,
Ростов, Новочеркасск, Одесса, Севастополь, Краснодар (здесь в филармонии играли
в 2003 году), Новороссийск, Сочи… Гастрольная жизнь. Не скрою, мне это
нравилось. В начале 2000-х театр Читы был самым гастролируемым театром в
России.
А
вообще, надо признаться, мне очень сильно повезло с Березиным, который никогда
никого не обделял вниманием, всем давал пробовать себя в ролях разного калибра.
Николай Алексеевич много не объяснял актеру, он показывал какую-то краску в
характере персонажа, которую позволял развить дальше самому исполнителю. Он не
строил жестких рамок, а сочинял его вместе с артистами, к тому же, он сам был
по первому образованию актером – окончил Щукинское училище. Главные роли давал
и молодым и уже сложившимся актерам, считал, что это необходимо для
профессионального роста. И, конечно, воспитывал труппу на хороших сильных
пьесах, в которых есть, что играть и чему учиться.
Что
нравилось больше всего играть Вам? Какие роли оказались памятными?
Ю.
В.: В моем творческом багаже за все годы работы актером уже более 120 ролей. Больше
всего нравилось играть Тиля в «Легенде об Уленшпигиле» Шарля де Костера. Хлестаковым
с удовольствием был на протяжении многих сезонов, пока не перерос эту роль в
буквальном смысле – был уже не «молодой человек лет 23». А вообще, честно
говоря, мне нравится играть пьяного персонажа: все эти ужимки, преувеличенное
лицедейство – это мое. Я создал такой образ Николаю из «Забайкальской кадрили»
(пьеса «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина), получал огромное удовольствие от игры,
реакции зрителей.
Что
Вас подвигло изменить свою жизнь и приехать в Краснодар?
Ю.
В.: В Чите все очень любили и уважали Николая Алексеевича, ценили его за то,
что он для нас стал хорошим учителем и другом, отцом. Во время гастролей в
Иркутстке он умер, это была неожиданная и невосполнимая утрата.
Театр
начал потихоньку разваливаться, люди разъезжались… И мы с женой решились на кардинальную перемену
– переехать из Читы в Краснодар.
В
Краснодарский театр драмы мы с супругой (помощник режиссера Оксана Волкова)
отправили свои резюме, будучи в Чите, как только решили переехать на юг.
Совсем
недавно (с 24 по 31 марта 2018 года) Вы участвовали в режиссерской лаборатории
«100% Горький», поделитесь впечатлениями от такой формы работы? Как вы вообще
смотрите на театральные эксперименты?
Ю.
В.: Я впервые участвовал в лаборатории. Этому не сопротивляются молодые
артисты, что приятно видеть, думаю, это отличная профессиональная практика для
них. Сам по молодости горел теми самыми «новыми формами», хотелось придумывать
и пробовать что-то необычное в профессии. А сейчас прихожу к мысли, что все-таки
надо бы классику не забывать – ту самую, на которой выросло не одно поколение
зрителей, на которой вырос и я сам в профессии.
Какую
роль хотели бы сыграть?
Ю.
В.: Любую, какую предложат. Готов играть все!
И,
в заключение, хотелось бы спросить: с чего начинается театр по версии Юрия
Валентиновича Волкова?
Ю. В.: Театр начинается с думающего, знающего, мудрого, профессионального желания идти вперед – артиста. Я верю, что своей энергией актер может и должен влиять на жизни зрителей.
Текст: Анастасия Громовикова
29 ноября, Пт, 18:30
30 ноября, Сб, 17:00
7 декабря, Сб, 17:00
8 декабря, Вс, 17:00
23 декабря, Пн, 11:00
23 декабря, Пн, 14:00
24 декабря, Вт, 11:00
24 декабря, Вт, 14:00
27 декабря, Пт, 18:30
28 декабря, Сб, 11:00
28 декабря, Сб, 14:00
28 декабря, Сб, 17:00
29 декабря, Вс, 11:00
29 декабря, Вс, 14:00
29 декабря, Вс, 17:00
30 декабря, Пн, 11:00
30 декабря, Пн, 14:00
2 января, Чт, 11:00
2 января, Чт, 14:00
3 января, Пт, 11:00
3 января, Пт, 14:00
3 января, Пт, 17:00
5 января, Вс, 11:00
7 января, Вт, 11:00
7 января, Вт, 14:00
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке. Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарский академический театр драмы им. М.Горького, © 2020
При использовании материалов
обязательна ссылка на источник информации — www.dram-teatr.ru
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).