28 августа празднует свой 50-й день рождения актер и режиссер Вадим Романов. На его счету – более 170 ролей в театре и кино и полтора десятка поставленных спектаклей. А в нашем театре он ставит две осенние премьеры – «Покровские ворота» и сказку «Неуловимый Фунтик». Режиссер так занят на репетициях, что интервью получилось взять только в небольшом перерыве.
– Уважаемый Вадим Валериевич! Знаковый ли для Вас рубеж – 50-летие? Или Вы равнодушны к цифрам?
Равнодушен ли я к цифрам? До определенного момента ¬так и было. Сложилось так, что в мой день рождения, 28 августа, в школе еще каникулы, в институте пока никого нет, в театре – еще отпуск! Так и отмечал в кругу семьи. Помню, как впервые серьезно ощутил 46-летие – когда втыкал в торт уйму свечек и зажигал их. Задул-то я с первого раза, а вот когда поджигаешь, – тут горит, а с другого края уже руку опаляешь… Вспомнишь о возрасте! А тут уже и полтинник – земную жизнь прошел до половины, как говорится. Значимая дата. А отмечать буду, как привык, в рабочем порядке – соберемся на репетиции, в узком кругу.
– В Вашем послужном списке десятки главных ролей в кино и театре – и уже немало спектаклей. Как сочетаются амплуа актера и режиссера?
В последние сто лет возникло мнение, что режиссером нужно родиться. Но оно ведет к узкой клановости. В истории театра режиссером всегда, на протяжении тысячелетий, был первый артист труппы. Я до сих пор считаю – и в этом спорю со многими – что актерство обогащает режиссера.
Я работал в Волковском театре в Ярославле, затем меня пригласили в Александринский театр, в Петербург. Пахал как артист и присматривался как режиссер. Постепенно во мне выкристаллизовался опыт, вылившийся в то, что я уже не мог не отдавать: количество переходит в качество. Свой первый большой спектакль я поставил в 1988 году.
Актерство и режиссура взаимосвязаны, они сидят рядышком. Актерский опыт помогает, потому что режиссеру обязательно нужно уметь взлететь над суетой и увидеть жизнь человеческого духа в многообразии его проявлений, в разной векторной направленности от каждого персонажа – с точки зрения разных людей, ролей, мнений.
В русском театре исчезает профессия «режиссер-педагог». Осталась только в некоторых учебных заведениях. Я, слава Богу, обладаю этой профессией. И считаю: нужно уметь показывать. Все хорошие режиссеры умеют показать. Помните, как Михаил Чехов проигрывал в бильярд, Вахтангов встал и говорит: «Вот так надо!» Шарах, шарах, шарах, – и все шары оказались в лузе. Миша Чехов воскликнул: «Почему же вы молчали, что умеете играть?» – «Играть я не умею, просто показал, как надо!». Вот в этом – режиссер. Я благодарен за это умение моим учителям.
– А кто были Вашими учителями?
В моей актерской жизни были разные встречи с хорошими режиссерами, которые были именно режиссерами-педагогами. Из ныне живущих моих учителей остался один – бывший главный режиссер национального театра Чехии Иван Раймонд. Он удивительный педагог и суперклассный режиссер.
Ушел из жизни мой учитель Глеб Дроздов, очень хороший мастер. Тогда, когда мы у него учились, не было распределения на режиссерские и актерские курсы, но не случайно на его актерском курсе зародилась тяга к режиссуре. Он умело выстраивал и задачу, и сверхзадачу, он умел разбирать и анализировать. Другим моим учителем был Борис Гаврилович Голубовский, также уже ушедший от нас, к сожалению.
Режиссура – удивительная профессия. И я знаю: пока на сцене будет живая жизнь человеческого духа, никакое кино не победит.
– Какие из ролей в кино наиболее полно воплощают Ваше понимание интересной кинороли?
Наверное, Ленин. Я был последним Лениным Советского Союза, в девятисерийном фильме «Раскол». Это была очень сложная роль. Я в первый раз столкнулся с настолько массированной подготовкой. Год подготовки, работы в спецхране, пять экспедиций за рубеж: Швейцария, Англия, Бельгия, Германия, Польша... Сериал мы снимали еще на пленку.
Уникальным был опыт репетиций с Сергеем Николаевичем Колосовым, народным артистом СССР, которого я считаю еще одним своим учителем. Это замечательный режиссер и автор, основоположник советского телевизионного художественного кино. В сериале снимались Регимантас Адомайтис, Гирт Яковлев, Людмила Касаткина, Борис Плотников…. С тех пор, когда встречаюсь с Джигарханяном, он похлопывает меня по плечу и говорит своим характерным голосом: «Здравствуй, сыночка!».
Мы поднимали документы спецхрана, которые датировались 1924 годом и с тех пор не читались. Волкогонов еще не написал свою книгу. Был сложнейший грим и полное вживание в историческую реальность. С тех пор для меня стало привычкой работать над каждой ролью, а потом и над спектаклями, снимая весь пласт иконографии, истории, – что я делаю и в «Покровских воротах».
– Ваши пьесы, поставленные в Краснодарском академическом театре драмы, на слуху у зрителей прежде всего как заголовки – фильма и мультфильма. Что наиболее интересно Вам в диалоге с таким широко известным материалом?
Я хочу, чтобы зритель первым делом клюнул на это название и пришел в театр! Пришёл – и первые пять минут смотрел и думал: ух, непохоже! А что такое? А почему я не вижу Равиковича? Меньшикова?
А потом, через пять минут, забыл бы про то, что есть фильм, и смотрел то, что делаю я здесь на сцене с моими дорогими, любимыми артистами. Потому что мы ставим в другом жанре.
Козаков снял бессмертный фильм в жанре водевиль. Водевиль – это одно, а страсти коммунального рая – это совсем другое! Мы делаем спектакль, где искрит жизнь! Люди молодые, несмотря на пожилой возраст! Все чего-то хотят, все стремятся к чему-то, жизнь бьет ключом. 1956 год – только что из Мельбурна вернулись победителями Олимпиады наши спортсмены. Всего четыре года как умер Сталин. А страх еще висит. А Маргарита – парторг, но хочет иметь при себе двух мужиков, одного для души, другого для тела!.. Это искры чувств, клубок эмоций, коммунальная кухня страстей!..
Никто не узнает и мультфильм. Я же еще и художник-постановщик, и делаю свою сказку; у меня все герои – клоуны. Это цирковая история с белыми клоунами, которые разъезжают по миру и рассказывают всем историю. О том, как человек обретает честность, самостоятельность, как его талант могут направить на служение злу, – а нужно направлять его на служение добру.
Зрители должны получить такой заряд, чтобы выйти и сказать: почему же мои знакомые не пришли на этот спектакль? И сразу звонить и говорить: приходите в театр!
– Какую пьесу Вы хотели бы поставить?
Мечтаю поставить «Убийство Гонзаго» болгарского автора Недялки Йорданова. Очень хочу поставить пьесу Льва Беринского, известную как «Хоровод масок»: вообще-то это неправильный перевод, а по сути название – «Суета сует». Это такое ультрасовременное произведение, своего рода продолжение «Ревизора» в нашем веке, некий перевертыш, в которой гениально обыграны революционные движения, оранжевые революции сегодняшнего дня.
Как раз «Ревизора» я ставлю в январе в Полтаве. Он будет показан первого апреля на открытии международного фестиваля «В гостях у Гоголя», и я уже знаю, о чем и какая будет постановка. А что будет дальше – посмотрим!
– Спасибо за интересный рассказ! Желаем Вам реализации самых дерзких творческих планов и бесконечной зрительской любви!
рук. лит.-драм. частью театра
Вера Сердечная
29 ноября, Пт, 18:30
30 ноября, Сб, 17:00
7 декабря, Сб, 17:00
8 декабря, Вс, 17:00
23 декабря, Пн, 11:00
23 декабря, Пн, 14:00
24 декабря, Вт, 11:00
24 декабря, Вт, 14:00
27 декабря, Пт, 18:30
28 декабря, Сб, 11:00
28 декабря, Сб, 14:00
28 декабря, Сб, 17:00
29 декабря, Вс, 11:00
29 декабря, Вс, 14:00
29 декабря, Вс, 17:00
30 декабря, Пн, 11:00
30 декабря, Пн, 14:00
2 января, Чт, 11:00
2 января, Чт, 14:00
3 января, Пт, 11:00
3 января, Пт, 14:00
3 января, Пт, 17:00
5 января, Вс, 11:00
7 января, Вт, 11:00
7 января, Вт, 14:00
8 января, Ср, 13:00
8 января, Ср, 15:00
11 января, Сб, 17:00
12 января, Вс, 17:00
15 января, Ср, 18:30
16 января, Чт, 18:30
17 января, Пт, 18:30
18 января, Сб, 12:00
18 января, Сб, 18:00
19 января, Вс, 17:00
21 января, Вт, 18:30
21 января, Вт, 19:00
23 января, Чт, 19:00
24 января, Пт, 18:30
25 января, Сб, 11:00
25 января, Сб, 17:00
29 января, Ср, 18:30
30 января, Чт, 18:30
31 января, Пт, 18:30
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке. Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарский академический театр драмы им. М.Горького, © 2020
При использовании материалов
обязательна ссылка на источник информации — www.dram-teatr.ru
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).