20 марта юбилей актрисы Краснодарского драмтеатра, заслуженной артистки Киргизии Тамары Родькиной. 21 год назад Тамара Павловна и её супруг – актёр Владимир Подоляк – переехали из Киргизии в Краснодар и поступили в труппу драмтеатра. Тамара Родькина - первая исполнительница роли Маргариты в легендарном краснодарском спектакле «Евангелие от Воланда». Среди сыгранных ею ролей Эльмира в «Тартюфе», Сестра Ретчед в «Полёте над гнездом кукушки», Авдотья в «Ревизоре!", Пожилая Женщина в «Лавине», Бог в «Dawn-Way». Накануне юбилея актриса рассказала о новой роли, над которой сейчас работает, и ответила на другие вопросы.
- Александр Огарёв сейчас ставит «Панночку» по мотивам гоголевского «Вия». На репетициях увидел что-то невероятное! (Не буду рассказывать читателям, чтобы не снимать интригу). Расскажите: кого или что Вы там играете?
- Я сама ещё не поняла, что я там буду играть! – признаётся Тамара Павловна. – Но мне безумно интересно. Сначала я, конечно, страшно расстроилась, когда прочитала в приказе: «Старуха – Тамара Родькина». Думаю: «Ну вот. Ещё одна роль старухи…». Но в процессе репетиций увлеклась работой. Вместе с Александром Огарёвым над спектаклем работает хореограф и постановщик пластики Наташа (Наталья Шурганова, в репертуаре театра есть её самостоятельная работа – «13 разгневанных женщин» - А. Н.)– это просто какое-то чудо: фонтан идей, энергии, совершенно неизбитых пластических придумок. Она сочиняет какие-то невероятные пластические решения. Мне нравится! Я играю старуху, но в тоже время и не старуху. Сюрреализм какой-то в этом есть. Не могу это точно сформулировать.
- В «Панночке» занято много молодёжи, по сути, вчерашних выпускников театральных училищ и вузов. Насколько Вам комфортно в этой компании? Они заражают Вас какой-то энергией, или Вы смотрите на них как на желторотых юнцов?
- Я так никогда ни на кого смотрю. Наоборот, я у них учусь. Учусь этому щенячьему восторгу, позитиву, радости жизни. Я счастлива, что с ними работаю. Этому театру повезло: здесь потрясающая молодёжь!
- Консерватором Вас не назовёшь…
- Нет, это не про меня. Я не люблю закостенелость и консерватизм. Человек должен меняться, совершенствоваться, тянуться к новому, расти, воспринимать эту жизнь творчески, что-то перерабатывать в своей душе, сомневаться в себе. Нельзя говорить: я уже всего достиг, мне всё известно, меня ничем не удивить. Постоянно хочу подпитываться, воспринимать что-то новое, необычное, странное.
- Много «нового, необычного, странного» было на Лаборатории современной драматургии, которая состоялась в августе.
- Из всего того, что было на Лаборатории, наиболее цельное, завершенное впечатление произвёл эскиз спектакля «Ужасная мать». За несколько дней невозможно выучить текст роли. Актёры играли с текстом в руках. Но даже в том, как они обращались с этими листами, был какой-то приём режиссёрский. Актёры работали в единой стилистике. Мне нравится эстетика такого театра. Я была занята в лабораторном спектакле «Dawn-Way», который остался в репертуаре. Но он, на мой взгляд, немножко теряет, потому что ушёл трепет, который был тогда, на Лаборатории. Теперь, может быть, в спектакле появилась какая-то мудрость, всё укладывается на какие-то полки. Но дороже живая эмоция. Меня поставили ответственной за этот спектакль, чтобы его держать, чтобы он не разваливался. Я каждый спектакль ужасно волнуюсь. Нет возможности наблюдать, как работают актёры, потому что меня – актрису, занятую в спектакле, - зрители прежде времени видеть не должны. Но я всё время слушаю, как работают ребята. Потом они подходят, мы советуемся, обсуждаем. Что касается спектакля «Наташина мечта». Моя душа была готова раскрыться навстречу этому спектаклю, и поэтому на Лаборатории я его очень непосредственно восприняла. Удивила Вика Лукина (исполнительница роли Наташи-детдомовки – А. Н.). Увидела её в новом необычном свете. И Аллочка Засыпкина (играет Наташу-отличницу – А. Н.) – я её такой раньше не знала. Оказалась, она владеет острой характерностью. Это было для меня открытием.
Что касается восприятия публикой лабораторных спектаклей. «Dawn-Way» кто-то принимает, кто-то нет. Почти на каждом показе все зрительские места заполнены. Это о чём говорит? Нуждаются люди в этом спектакле! Он дарит надежду на то, что всё ещё возможно, всё ещё будет. Если кто-то придёт только потому, что актёры в этом спектакле матом ругаются, а потом поймёт, что совсем не в этом дело, а в том, что человек способен измениться, стать лучше, что-то сделать в этой жизни. Если он это поймёт, значит, мы своей цели достигли.
- Вероятно, Вы не принадлежите и к числу тех, кто категорически не принял спектакль «Гамлет», поставленный Александром Огарёвым?
- На сдаче я приняла спектакль безоговорочно. Я очень люблю такой театр: современный, метафоричный, спорный. Думаю, этот спектакль теплее приняли бы в Париже или в Лондоне, чем в Краснодаре. Всё-таки краснодарская публика воспитана на чём-то «правильном», и вдруг «неправильный» спектакль. К сожалению, мы варимся в собственном соку, мало видим, мало знаем о современном театре… Когда на «Гамлете» первый раз увидела этот экран, это раздроблённое, расколотое пространство, я поняла, что это у главного героя раскололось сознание на мелкие кусочки. «Распалась связь времён». И он пытается её восстановить, но не может собрать воедино. А когда посмотрела второй раз, у меня уже возникли вопросы: «Нельзя ли сделать так, чтобы было не видно, как Гамлет пристёгивает себя карабином к тросу, перед тем как взлететь? Нельзя ли убрать некоторые другие «швы»?». Но режиссёр наверняка тоже себе такие вопросы задавал. Вероятно, это сделано осознанно. Это такой откровенный режиссёрский ход. Меня этот спектакль заставляет задуматься о жизни, о том, что месть, негатив в душе человека разрушают всё и всех. Разрушают самого этого человека. Вспоминаешь о десяти заповедях, и это великое достижение актёров и режиссёра.
- Вернёмся к спектаклю «Dawn-Way» . Вы там играете Бога.
- Да. И каждый раз прошу прощения у Бога за то, что я это делаю.
- Вспоминается название романа Стругацких «Трудно быть богом». От чего отталкивались, работая над ролью?
- Конечно, у каждого бог свой. По канонам православия Бог есть любовь. Пытаюсь эту любовь в себе организовать, культивировать, взрастить. И я очень люблю всех, кто в этом спектакле играет, с кем я работаю. В спектакли занят маленький сын актёров Юлии Романцовой и Саши Крюкова – Тимурка. Ему совсем недавно исполнился годик. Последние несколько спектаклей он плачет. Даже на руках у Юли плачет. А потом, когда я встаю и иду к нему навстречу, руки к нему протягиваю, он протягивает мне свои ручонки, и он перестаёт плакать. У меня на руках он уже не плачет. Какое-то чудо происходит. Может быть, мне удаётся добиться нужной энергетики.
беседовал Андрей Новашов
***
Р. S.
Когда интервью было закончено, диктофон выключен, Тамара Павловна рассказала о своей «второй жизни». В юности она решала, кем стать: актрисой или художницей. Сделав выбор, интереса к изобразительному искусству не потеряла. В свободное время вяжет крючком дизайнерскую одежду. Как шутит сама актриса, «я жажду творчества сублимирую в крючкотворчество». Творит по наитию, практически не делая предварительных эскизов. Её работы публикует московский «Журнал мод. Вязание».
***
Биографическая справка:
Тамара Родькина окончила Брянское культурно-просветительское училище (отделение режиссуры любительского театра), а затем факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне этот вуз называется Российской академией театрального искусства).
Впервые вышла на профессиональную сцену в 19 лет, будучи студенткой, в спектакле «Солдатская вдова».
Работала во Фрунзенском (ныне Бишкекском) русском драматическом театре. Актёрские работы Тамары Родькиной дважды назывались лучшими ролями года Киргизской ССР: Анна в «Звездах на утреннем небе» А. Галина и Акбара в «Плахе» Ч. Айтматова. В 1989 году Родькиной присвоено звание заслуженной артистки Киргизии.
В 1991 году Тамара Павловна поступила в труппу Краснодарского академического драмтеатра. Некоторые роли Тамары Павловны: Миссис Пейдж («Сэр Джон Фальстаф» по Уильяму Шекспиру), Дарья Павловна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Сильвиан («Пианино в траве» по Франсуазе Саган), Авдотья Васильевна («Капитанская дочка» по А. С. Пушкину), Огюстина («Восемь любящих женщин» по Роберу Тому), Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» поУильяму Шекспиру), первая Прима («Мещанин во дворянстве» по Мольеру).
В настоящее время новый главный режиссёр театра Александр Огарёв репетирует спектакль «Панночка» (пьеса написана современным драматургом Ниной Садур по мотивам мистической повести Н. В. Гоголя «Вий»). В этом спектакле занята и Тамара Родькина. Увидеть Тамару Павловну в новой роли зрители смогут в конце апреля.
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке.
Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Обратная связь
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу,
Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих
Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте;
- для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем
персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса
сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед
Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением
обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями
действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных
данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение
персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном
законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных
нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае
неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта
персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных
данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).