Каждый гость театра, попадающий в просторный бутафорский цех с большими окнами во всю стену, замирает надолго. И это немудрено, ведь в каждом уголке – магия: выстроились тюбики с краской, в ожидании реконструкции отдыхает скелет помощника Кощея, в углу притаился лев из «Ханумы», с огромного стеллажа за всеми наблюдает местный «домовой» почему-то с оленьей головой. А на стене – трехметровая икона, нарисованная к спектаклю «Идиот» уже ушедшим от нас главным художником Сергеем Аболмазовым, – как благословение на творчество.
И каждый раз, когда приходит новый проект декораций, бутафоры, как говорит заведующая Светлана Беседина, «погружаются в параллельный мир».
Сейчас весь цех заполнен декорациями к масштабной постановке комедии «Кубанские казаки». В руках бутафоров наши с вами эстетические впечатления и вдохновение для артистов. От точности исполнения мельчайших деталей, воссоздающих место и время действия, от предметов, с которыми придется общаться актерам, зависит очень многое. В первую очередь – поверит ли зритель в то, что происходит на сцене. Ведь задача не просто заполнить пространство сцены, а иллюзию реальности с историей, с особенной судьбой.
У нас состоялся душевный разговор с коллективом бутафорского цеха обо всем. Получилось поговорить не только о «Казаках», но и о сложностях выбранного профессионального пути.
Анастасия Арсентьева, бутафор.
Как пришли в профессию?
- Случайно, даже не думала, что буду бутафором, я просто очень хотела работать в театре. Моя бабушка – актриса хабаровского театра драмы, дедушка режиссер. Все детство я провела с ними, сидела на репетициях, смотрела спектакли, атмосфера театра для меня родная. Несмотря на это, я считала себя совершенно не творческим человеком, но что-то во мне все же есть (смеется).
Конечно, еще многому предстоит научиться, профессиональное видение приходит постепенно. Но проработав больше года, я уже много умею и понимаю процесс.
Что самое важное в работе?
- Спектакль – это коллективное дело. Не только режиссер, художник и актеры, но и те, кто изготавливает декорации, реквизит, костюмы должны понимать общую сверхзадачу. Если знаешь, что делаешь, то действуешь не вслепую. Приходит вдохновение, азарт, можно сказать.
И, конечно, заниматься тем, что нравится. К «Кубанским казакам» удалось от души поработать с пенопластом. По замыслу художника, на сцене много барельефов, как в советскую эпоху любили делать. Вытачивая из пенопласта фигуры, почувствовала себя скульптором! На глазах рождается то, чего не было, проступает, начинает жить.
Что вдохновляет больше всего?
Трудности. Был у нас момент, в спектакле «Три поросенка» художником была поставлена задача – сделать раскрывающуюся детскую книгу с объемными картинками. Вот тут уже мозг работал не просто, как раскрасить книгу, а как создать ее технически простой для актеров и, в то же время, масштабной и не скучной для детей. Конечно, есть недочеты, которые я вижу, но это уже профессиональное, не думаю, что зритель этого заметит.
Светлана Беседина, заведующий бутафорским цехом.
Светлана, вы у нас уже мастер своего дела, работаете в драме больше 10 лет.
- Да, сама удивлена, сколько лет прошло. Иногда как у любого человека, который долго работает на одном месте, приходит ощущение: «ты ничего не знаешь». Много что сделала, а потом в какой-то момент кажется, что ты полный «ноль». Наступает разочарование, желание уйти, но как представишь, что в другом месте не будет такого творческого духа и сколько вложено сил…
Было нелегко?
- В нашей профессии только трудом приходится доказывать, чего ты стоишь. У меня художественное образование, мастер ручного ткачества по коврам и гобеленам. Приходилось из плоскости переводить мозг и воображение в объем. Первая скульптура в жизни – грифон для спектакля «Чукоккала». Даже поспорили с главным художником, он не верил, что справлюсь. Доказала, глаза боятся, а рук делают, и страх ушел.
Какой самый любимый спектакль?
- «Поминальная молитва».
Декорации Вы делали?
- Да, уже под моим началом.
Какие материалы считаются театральными?
- Конечно папье-маше, бумага, ткани, пенопласт. Есть и более современные технологии, но на это нужны денежные средства, а их с каждым годом все меньше и меньше. Раньше какие-то вещи мы придумывали сами, советовались с художником, как лучше сделать. Сейчас проще, да и технически сложных спектаклей в последнее время нет.
То есть то, что вы делаете – для вас просто? Никогда бы не подумала!
- Так уже наработан большой опыт, и поэтому нет проблем, что из чего сделать. Мы не имеем права отступать от замысла художника, выдумывать свое. Наша задача – добиться максимально точного исполнения эскиза, а это уже технологии, мастерство и опыт. Тем более, у нас сложился замечательный коллектив. Мы говорим на одном языке, все понимают, что такое «цвет», «форма», умеют читать чертежи. Приходит пополнение.
Надия Максутова, бутафор.
Пополнение, как понимаю, это вы?
Да, я пришла в мае и сразу приступила к «Кубанским казакам».
Что привело в театр?
- Желание здесь работать. Я дизайнер, художник, недолго училась на факультете монументального искусства. Но это немного не мое, живопись ближе.
Есть мечта, что хотелось бы сделать?
- Я хочу свою мастерскую.
А здесь удается реализоваться как художнику?
- Конечно, каждый в жизни выбирает свое, что ему ближе по душе. Здесь, в театре, я занимаюсь искусством, эта работа ближе к моей мечте, как никакая другая.
Юрий Македонов, бутафор.
Какой самый любимый спектакль?
- Ханума.
Принимали участие в изготовлении декораций к этому спектаклю?
- Делал декорации на выезд, получилась история: выточил льва, а оказалось, что подход актера с другой стороны. Пришлось делать второго. Теперь у нас два льва на «Хануму». Один в одну сторону смотрит, другой в другую, запасной.
А как ваши родственники, друзья относятся к вашей работе?
– Они думают, что мы живем в сказке, работаем в сказке. Что у нас самая интересная работа, которая только может быть.
К разговору подключается Светлана Беседина.
- Юрий – наш двигатель прогресса, у него отличное абстрактное мышление и фантазия. Изучает, какие новые технологии используют в театрах за рубежом, пытается внедрить у нас, придумывает инструменты, упрощает процесс. Тем самым сильно облегчает работу.
Юрий, у вас есть мечта?
- Мечта – чтобы наш театр потратил денег и закупил современные материалы для декораций. Как делать из папье-маше, мы уже знаем, хочется учиться новому.
Вы разрешите другим сотрудникам театра к вам прийти на помощь? Доверите?
Светлана Беседина:
- Конечно. Так было всегда, и до меня тоже. Актеры, сотрудники театра с бутафорами дружили, помогали совершенно безвозмездно. Однажды для спектакля «Нахлебник» нужно было быстро сделать декорацию – огромный лес. Мы работали большим коллективом, практически всем театром в несколько смен, и вырастили рощу за очень короткое время. Мы рады всем, кто готов помочь. Работа всегда есть, интересная и даже для тех, кто не считает себя творческим. Научим!
Уходя из цеха, я знаю, что вернусь к ним, но уже в новом качестве – подмастерья. «Эффект Тома Сойера» сработал! Когда видишь, как кто-то «красит забор», хочется присоединиться.
Увлеченные, скромные люди, которые несут большую ответственность за свой труд. Хочется пожелать им вдохновения и продолжать любить театр, не смотря ни на что. Важно, когда коллектив на одной волне, ведь все мы здесь ради чего-то большего.
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке.
Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Обратная связь
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу,
Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих
Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте;
- для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем
персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса
сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед
Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением
обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями
действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных
данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение
персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном
законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных
нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае
неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта
персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных
данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).