5-6 и 7-8 февраля в нашем театре состоится премьера проекта «Double-Пулинович». Он объединяет спектакли «Жанна» и «Как я стал...», поставленные главным режиссером театра Александром Огаревым по пьесам молодого популярного драматурга Ярославы Пулинович. Мы попросили режиссера рассказать…
…О современной драматургии
Современные критики, продвигающие новую драму, – Павел Руднев, Марина Давыдова – отмечают, что театры нередко закрывают глаза на современную драматургию. Все с удовольствием берут классические пьесы. Ругаемся, что не так поставлена – но все равно требуем классики.
Разговор о современности возможен и через классику, но он всегда несколько опосредован, абстрактен. В современной пьесе есть конкретика, которая позволяет узнавать знакомые реалии, которая волнует и заставляет реагировать. Зритель уже соскучился по современной пьесе – и дождался ее.
Новая драматургия пытается быть правдивой, честной, открытой. Поэтому здесь на равных правах может существовать, например, ненормативная лексика – не как ценность сама по себе, но как приложение к чему-то более важному. На сцене имеет право появляться все, что заставляет людей размышлять, чувствовать, переживать, все, что «работает» на художественный смысл спектакля.
…О пьесах Ярославы Пулинович
В пьесах Пулинович нет политики и грязных, «чернушных» описаний действительности. Она обладает большим чувством меры, ее тексты изысканны, и в этом смысле Пулинович – вовсе не маргинальная фигура в драматургии. Но при этом она очень смелый автор и легко касается тем, на которые мы иногда предпочли бы закрыть глаза.
Две пьесы с одной стороны очень чем-то похожи, родственны: мы чувствуем, что это один и тот же автор. С другой стороны, они совершенно разные.
…О пьесе «Жанна»
«Жанна» описывает типическую ситуацию. Это своего рода эпос наших дней, от девяностых годов до современности. Мы словно заново знакомимся с нашей нынешней родиной, с той неприглядной внешней и внутренней ситуацией, когда вроде бы все уже отстроено, все ужасы 90-х пережиты, и все герои остались живы – а при этом есть ощущение пасмурности, неспокойствия, тревоги. В этой пьесе обозначены некие законы существования. Они не абсолютны, как «возлюби ближнего», это не законы любви, свободы, а понятия и принципы, действующие внутри определенной общности. Эти законы связаны не со спасением Господним, а со спасением своей жизни. Всё существует на грани выживания. Если ты сделаешь что-то не так, не по закону – тебя могут выбросить с работы, эту работу ты можешь больше никогда не найти. Все на очень зыбких основаниях. Не гамлетовский вопрос – быть или не быть? – а выжить или не выжить. Жить или не жить. Это предельно ясная, – по крайней мере, в «Жанне», – дилемма.
Ситуации пьесы наполнены противоречиями нашего времени. Про каждого из героев очень трудно сказать, хороший или плохой это человек. Намерения у всех хорошие, но жизнь заставляет совершать поступки, которые не сходятся с понятием хорошего человека. Даже последний поступок Жанны, когда она присваивает чужого ребенка, идет от желания большой любви. Ей некого любить, она решила замучить своей любовью этого ребенка, и поэтому отбирает его. И причина вроде бы благая – а сам поступок не смотрится благим. В этом противоречии очень трудно разобраться.
Если воспринять «Жанну» как бытовую историю – она слишком обычная. В ней заложена панорамность, и за счет этой панорамности можно выйти на большие обобщения. Мы узнаем в Жанне современных богатеев; типическая ситуация у Андрея и Кати. Все это мы читали в газетах или слышали от знакомых, и все это очень узнаваемо.
По большому счету пьеса рассказывает об огромных потенциалах, которые существуют в русских людях – и о полной невостребованности этих потенциалов, о тупиковости этой жизни.
«Как я стал...», наоборот, представляет историю уникальную. История необычная – и в то же время также в чем-то типическая.
Перед героем стоит трудноразрешимый выбор. Есть две любви. Одна любовь дает муку, униженность, оскорбленность, – это одно из любимых русских состояний, идущее от Достоевского. И есть другая любовь, в лучах которой все твои поступки и все действия расцветают. Ты чувствуешь себя гением, и в тебе раскрывается огромный потенциал, ты становишься бесконечно талантлив, и беспредельно свободен, и можешь делать все, что угодно. Кажется, выбор неоспорим. И все-таки человек выбирает униженность, оскорбленность.
Это тоже загадка русской души. Как герой стал таким, каким приходит к финалу? Совсем не тем, кем хотел? А хотел стать – Пушкиным, Цоем…
Само намерение очень правильное, хорошее, и есть вроде бы силы, и юмор, и талант, и образование, и родители что-то вложили. Но нет, выбирается мученичество, которое не дает ничего, кроме ощущения себя обыкновенным, серым, таким как все. Мы выбираем это мученичество – неизвестно почему.
Такими историями, которым мы удивляемся, наполнена жизнь наших знакомых или нас самих. Это всегда присутствует в русской жизни. Мне кажется, для француза это было бы удивительно.
…О зрителе
Мы ждем в театр тех людей, которые хотят чувствовать и понимать современную жизнь, видеть, какова она теперешняя. Мы предлагаем честный разговор о нашей жизни – без клише и утаивания. Это необходимый диалог, которого театры часто избегают.
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке.
Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Обратная связь
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу,
Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих
Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте;
- для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем
персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса
сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед
Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением
обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями
действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных
данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение
персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном
законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных
нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае
неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта
персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных
данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).