Александр Григорьевич Катунов служит в нашем театре с 1985 года. За это время сыграл более 30 ролей, среди которых Гамлет, Шариков, Хлудов, князь Мышкин, дядя Ваня, Капитан в «Люти», Великий Инквизитор…
– У каждого актера в жизни был учитель – педагог или режиссер…
– Мой самый главный учитель – театр.
Александр Григорьевич действительно постигал основы актерского мастерства на сцене куйбышевского ТЮЗа. Ради этой работы он отказался от престижной в то время профессии авиационного инженера, забрал документы из института. И никогда об этом не жалел.
В наш театр он пришел сразу на главные роли. Талантливый и вдумчивый актер, словно созданный для ролей благородных и интеллигентных героев, на самом деле мог сыграть кого угодно.
В спектакле Геннадия Николаева «Случай в метро» (автор пьесы Н. Бауэр) Александр Григорьевич сыграл Джо Ферроне – подонка, который на пару с приятелем издевается над пассажирами в вагоне метро.
– На гастролях в Нижнем Новгороде одна женщина встала и сказала: «Уймите этого хулигана! Есть вообще мужчины в зале?!». Ей предложили уйти, но она заявила, что хочет досмотреть спектакль до конца. Мы играли с Равилем Гилязетдиновым двух моральных уродов, которые терроризируют людей в закрытом пространстве вагона. Мы их мучаем, а они терпят. Когда этот спектакль показали в нашем театре для коллег-актеров, они потом вышли из зала молча. Очень был жесткий материал.
– Роль Шарикова, наверное, еще сложнее? Вызвать у зрителей и смех, и отвращение, и сострадание – и заставить задуматься…
– Спектакль «Собачье сердце» Бориса Соловьева имел огромный успех. Большой зал был заполнен до отказа, люди сидели в проходе на ступеньках. Это было очень красиво.
– Во многих ваших героях, если смотреть со стороны, видишь благородство, но сразу хочется добавить – «благородство поражения». Глубоко трагичные образы…
– Меня считывают неправильно. Я люблю не трагизм, а остроумие, иронию. В чем-то я философ. Думаю, каждый, прожив сколько-то лет, становится философом… То ощущение от моих героев, о котором Вы говорите – просто одиночество. О моем Воланде сказали: «Одинокий князь Тьмы». Я сам нормально себя чувствую в одиночестве, это моя естественная среда. Потому и персонажи несут какую-то печать одиночества. До Воланда были князь Мышкин, Хлудов, был Иван Войницкий (дядя Ваня)… Тоже абсолютно одинокие люди. В тот же ряд можно поставить Освальда в «Привидениях» Генрика Ибсена, в постановке Юрия Хачатуровича Григоряна. Освальд – одна из любимых моих ролей.
– «Евангелие от Воланда» не сходит со сцены больше двадцати лет. Спектакль в целом – находка, и каждый персонаж в нем одинаково важен. Двадцать лет вы играете Воланда – персонажа, существующего вне времени…
– Режиссер мне помог найти образ. Я в это же самое время должен играть князя Мышкина в «Идиоте» по Достоевскому. Помните, Мышкина кто-то назвал «князь Христос», настолько это чистый, светлый персонаж. Оба спектакля – «Идиота» и «Евангелие от Воланда» – ставил один и тот же - Рогульченко. Я говорю: «Владимир Дмитриевич, как я могу играть «русского Христа» и одновременно репетировать Воланда?» А он мне отвечает: «У Воланда свой свет». И я не играл демона-искусителя, а «нашел» своего Воланда. Помните: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»...
Воланд не существует в полной мере без Мастера и Иешуа. Изначально Булгаков назвал роман «Копыто инженера», и сюжетная линия Мастера там отсутствовала. Но «в одиночку» образ Воланда не может быть раскрыт.
А Мастер точно так же «не живет» без Маргариты. Когда Булгаков встретил в реальности свою Маргариту – Елену Андреевну – тогда в романе появились недостающие мотивы любви и творчества, и он стал целостным. Для меня «Мастер и Маргарита» – книга космическая, Вселенная в обложке. И если наш спектакль передает замысел Булгакова – пусть по-другому, другими средствами выразительности, но все же передает – это хорошо.
– Молодые зрители не застали «Гамлета» Николая Никольского, спектакль, в котором вы играли заглавную роль. Известно, что разные режиссеры видят в «Гамлете» совершенно разные конфликты. А о чем был Ваш "Гамлет"?
– Я бы назвал тему «Дайте мне попробовать порулить». Это была модная в то время тема, и режиссер поставил пьесу именно в этом ключе. Личность, которой не дают реализоваться. Не дают править страной, не дают стать хозяином хотя бы собственной жизни.
Еще в «Гамлете» одна из тем – невозможность любви. То есть в потенциале любовь присутствует, но не воплощается. Каждый хотел бы любить и быть любимым, но... Королева хотела бы любить сына, но тогда пришлось бы отказаться от новообретенного мужа и от короны. Офелия хотела бы любить Гамлета, но тогда пришлось бы признаться, что она ему лгала. Гамлет тоже хотел бы жить в любви, но для этого ему пришлось бы смириться с подлостью окружающих, закрывать глаза на ложь. И прощать то, что простить нельзя.
– У Вас бывают ситуации, когда по ходу создания спектакля Вы понимаете, что замысел режиссера Вам не близок? Можно ли творить в условиях, которые Вам претят?
– Думаю, нужно делать все, что от меня зависит. И не «браковать» спектакль заранее. Зритель придет на спектакль, его мнение может отличаться от моего. На репетициях мне, допустим, не нравилось многое, но в итоге зритель аплодировал. А вообще в театре есть понятие «сговор». Режиссер и актеры собираются и решают, что будут ставить, как ставить. А я там присутствую, молчу, то есть даю свое молчаливое согласие. И потом, если режиссер не отходит от своего первоначального плана, я считаю, что не вправе возмутиться, возразить режиссеру. Ведь я изначально принял его условия.
– Вы говорите об актерской игре не «играть роль», а «работать роль»...
– Вообще на сцене надо не играть, а жить. «Работать» – не вполне точное определение. Играют в жизни, а на сцене живут. Только на сцене можно по-настоящему общаться со своим партнером, видеть, какой он человек. Да, это все проявляется через игру. И невозможно выжать из себя на сцене доброту или благородство, если их нет в тебе самом. Зрителю нельзя соврать. Меня учили так: вот зал, ориентируйся на самого умного и взыскательного зрителя в этом зале. Играй так, чтобы он верил.
29 ноября, Пт, 18:30
30 ноября, Сб, 17:00
7 декабря, Сб, 17:00
8 декабря, Вс, 17:00
23 декабря, Пн, 11:00
23 декабря, Пн, 14:00
24 декабря, Вт, 11:00
24 декабря, Вт, 14:00
27 декабря, Пт, 18:30
28 декабря, Сб, 11:00
28 декабря, Сб, 14:00
28 декабря, Сб, 17:00
29 декабря, Вс, 11:00
29 декабря, Вс, 14:00
29 декабря, Вс, 17:00
30 декабря, Пн, 11:00
30 декабря, Пн, 14:00
2 января, Чт, 11:00
2 января, Чт, 14:00
3 января, Пт, 11:00
3 января, Пт, 14:00
3 января, Пт, 17:00
5 января, Вс, 11:00
7 января, Вт, 11:00
7 января, Вт, 14:00
8 января, Ср, 13:00
8 января, Ср, 15:00
11 января, Сб, 17:00
12 января, Вс, 17:00
15 января, Ср, 18:30
16 января, Чт, 18:30
17 января, Пт, 18:30
18 января, Сб, 12:00
18 января, Сб, 18:00
19 января, Вс, 17:00
21 января, Вт, 18:30
21 января, Вт, 19:00
23 января, Чт, 19:00
24 января, Пт, 18:30
25 января, Сб, 11:00
25 января, Сб, 17:00
29 января, Ср, 18:30
30 января, Чт, 18:30
31 января, Пт, 18:30
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке. Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарский академический театр драмы им. М.Горького, © 2020
При использовании материалов
обязательна ссылка на источник информации — www.dram-teatr.ru
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).