Рассказ Чехова “Дама с собачкой” – загадочный, безоценочный – вызвал после появления горячие споры. Толстой увидел в нем ницшеанскую безнравственность, Горький – приговор пошлости. А новый штатный режиссер Краснодарского театра драмы Радион Букаев рассказал этот сюжет как историю настоящей любви – в противовес вязкой бессмысленности бытия.
Чехов писал о своем времени, Букаев ставит – о своем. Недаром и название пишется как хэштег: #он_она_собачк@. Собачка тут – знак коммуникации: живого шпица на сцене не будет. Не будет и “дамы” – только узнаваемая современность с чеховскими акцентами.
Художник Кирилл Еремин диагонально перегородил подмостки решеткой, так что часть действия происходит в перечеркнутом пространстве, что поначалу раздражает, мешает – и в то же время разрушает одномерность камерной сцены. На первом плане мы видим личности; за загородкой, на фоне красного занавеса, идет жизнь массовки, то скучная, то лживая.
Спектакль с первых минут держит неспешный ритм, напоминая слова Набокова о “Даме с собачкой”: “так, как рассказывают о самом важном в жизни, неторопливо, не отвлекаясь и слегка приглушенным голосом”. Вместе с тем мизансцены сменяются кинематографически быстро, и звучит неумолкающий саундтрек жизни: бряканье вилок, шум поездов и телевизора, – так что наступающая вдруг тишина кажется звенящей.
Ритм действия позволяет актерам создавать яркие, экспрессивные роли-типажи. Наталья Арсентьева – то жена-мегера, то скучающая женщина в баре (именно ей режиссер отдаст реплику об осетрине с душком), то интеллигентный администратор в провинциальном отеле. Юрий Волков из развязного отдыхающего перевоплощается в танцора-испанца, а затем и в угодливого главного менеджера. И так далее – артисты, указанные в программке как “остальные”, создают выпуклый фон для главной истории. А актерские индивидуальности исполнителей главных ролей предстают в новом свете.
Алексей Сухоручко открывается в постановке “Дамы с собачкой” как актер челентановского типажа, с необычной динамикой эмоций. Его Гуров – человек смертельно уставший, чья живая натура угнетена и властной женой, и опостылевшей работой, и кризисом среднего возраста. Мы встречаем героя на курорте, с его днем сурка: пляж – людная столовая – отель и телевизор с абсурдной нарезкой фраз. И вдруг за его столик – да, все прозаично – садится женщина в белом берете.
Героиня Анны Ерковой, не красавица, но естественная и изысканная, стала в спектакле ровесницей Дмитрия. Для нее он сделает из бумаги “собаку-кусаку”, – а она наполнит его жизнь красками. Переосмыслив прием из пьесы Брайана Фрила “После занавеса” (этот триптих по рассказам Чехова Радион Букаев ставил как эскиз в Таганроге), режиссер наделяет Анну Сергеевну даром сочинителя: она неизменно видит в обыденном мире необыкновенное. Придуманные ею страсти изливаются на сцену то испанским танцем, то неистовым весельем и раскрепощают, кружат Гурова, доводя, кажется, до сердечного приступа. А тот самый поцелуй на берегу сыгран столь бережно и чувственно, что ясно: это действительно любовь. Но их ждут разные города.
Вернувшиеся домой Дмитрий и Анна никому не нужны. Судьбы двух семей зеркально схожи, что режиссер намеренно подчеркивает, сталкивая пары в замкнутом пространстве. Мария Грачева играет жену Гурова как стервозную бизнес-леди, и неловкие заигрывания с ней мужа никнут перед иронией: “Тебе, Димитрий, совсем не идет роль фата”. Мир офисов исполнен фальши и измен, галстук напоминает о петле, и вот герой бросает все, летит к Анне, и от радостного возбуждения даже дебоширит в самолете.
Обращаясь к тексту Чехова, режиссер отдает себе отчет в том, что сегодня его невозможно воспринять наивно, и остраняет, цитирует в спектакле то, что определяет инерцию восприятия сюжета, – в том числе фильм 1959 года и театральные клише. Так, вместо “Гейши” герои смотрят… “Даму с собачкой”, поставленную в манере плохого иллюстративного театра. За занавесом позади неглубокой камерной сцены каким-то чудом открывается еще одно пространство, с экраном и остроумными двухмерными декорациями. Здесь будут и собачка-швабра на палочке, и картинно рыдающая героиня (ярко проявится комедийный талант Юлии Романцовой), и герой с чеховской бородкой (выразительный Александр Крюков), столь же картинно вытягивающий ломтик из плоского арбуза, и картонная чайка на фоне синей проекции неба.
Званый ужин, где наконец встречаются герои, оборачивается зловеще обыденной чередой мимолетных встреч с передачей записочек: адюльтер стал нормой жизни. На этом фоне история Дмитрия и Анны, с их наивным мифотворчеством, выглядит пугающе серьезной. А финал, точно как у Чехова, – открыт.
P.S. Краснодарский театр драмы уже несколько лет находится в кризисе. Новый спектакль низкобюджетный, костюмы явно из подбора. Но современное размышление на чеховские темы, отмеченное четкой режиссерской мыслью и яркими актерскими работами, внесло на подмостки театра новое дыхание и новые интонации. А неприятие спектакля в кубанских СМИ никого не должно удивлять – история знакомая.
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке.
Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Обратная связь
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу,
Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ
«О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих
Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте;
- для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем
персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса
сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед
Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением
обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями
действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных
данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение
персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном
законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных
нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае
неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта
персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных
данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).