Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

2011.05.03 ОТ ГОЛОДРАНЦА ДО АРИСТОКРАТА:


Актеру краснодарского академического театра драмы им. Горького, заслуженному артисту России Олегу Метелёву исполняется пятьдесят лет.

Он стоит на сцене — стройный, высокий, синеглазый. На него хочется смотреть, его хочется слушать. Ему безусловно веришь. Это — настоящий артист.

Билет в театр
Олег Метелёв родился и до 16 лет жил в Кирове — бывшей Вятке, которая так и не вернула себе исконного названия. Родители его работали на заводе и никак не были связаны с театром. Однако познакомил их именно театр: мама, распространяя театральные билеты в рамках общественной нагрузки, предложила молодому симпатичному рабочему: «Хотите пойти в театр?» И будущий папа-Метелёв ответил: «Если с вами, то с удовольствием!» Случайностей не бывает! Этот культпоход положил начало семейной истории Метелёвых: нечаянные театралы поженились, и на свет появились два брата — сначала Игорь, а потом и Олег, будущий заслуженный артист России.
Ни окружение, ни среда не располагали к занятию искусствами. Олег жил с родителями и братом в рабочем районе, где довлели грубые интересы, бытовали пьянство и скука. Путь, проторенный местным мужским населением, был прост — ПТУ, а потом завод. Сверстники Олега Метелёва увлекались в лучшем случае радиотехникой или спортом. Отчего его, семилетнего, потянуло в драмкружок, он и сам не понимает. Однако потянуло, и нет нужды, что там он оказался едва ли не единственным мальчиком среди двадцати девчонок.
Став школьником, Олег перешел в драмкружок городского Дворца пионеров. На занятия во Дворец приходилось целый час ехать в переполненном троллейбусе, но это не смущало будущего артиста. После спектакля юные зрители всей толпой валили на дискотеку, а актерам часто доставалось от подростков-хулиганов, у которых было заведомо плохо с высокими чувствами. Вообще в мальчишеской среде Кирова тех лет преобладала шпана, и ничего хорошего в этом факте не было. Тем не менее Олег Метелёв все детство не только играл на самодеятельной сцене, но и рисовал на пару с братом Игорем. Брат впоследствии стал профессиональным художником, а Олег Александрович до сих пор великолепно рисует дружеские шаржи, удивляя коллег и друзей.

Тренинг и муштра
Актер признается, что учился довольно посредственно, но умел производить впечатление на учителей: помогал все тот же артистизм. Его планы в отношении будущей профессии были абсолютно ясными. Метелёва не страшило, что конкурсы в театральные учебные заведения зашкаливали за сотню претендентов на одно место: популярность актерской профессии была просто фантастической.
Окончив 9 класс, Олег довольно скоро оказался в Ярославском училище, на курсе Фирса Ефимовича Шишигина, ученика Мейерхольда.
Ярославское театральное славилось своими традициями: педагоги в нем стояли за высокие стандарты и учили азам актерского ремесла со всем пылом носителей великой Системы. Метелёв вспоминает, что педагог по речи Елизавета Борисовна Василевская, прозванная студентами «баба Лиза», кидалась стульями в нерадивых учеников. Остальные тоже не отставали: жесточайший отсев не прекращался два года. Кроме стен училища студенты проходили практику на сцене знаменитого Ярославского театра имени Волкова, и это давало им совершенно бесценный опыт, закаляло и утверждало в ремесле. Олег по праву гордился своей маленькой ролью командира инвалидной команды в пьесе «Федор Волков» его имя тогда впервые появилось в театральной программке, знаменуя начало самостоятельной творческой жизни.
В это время многие из будущих актеров мечтали сниматься в кино. Олега Метелёва это тоже привлекало. Вместе с однокурсницей — знаменитой впоследствии Анной Самохиной — он летал на кинопробы к известнейшему белорусскому кинорежиссеру Виктору Турову, снимавшему «Людей на болоте». Однако молодежь показалась Турову «слишком городской» по типу внешности, и им пришлось вернуться. Кстати, педагоги курса выступали решительно против таких успехов на стороне и даже скрывали от учащихся вызовы на киносъемки: чтобы как следует подготовиться к выпуску, студенты должны были целиком отдавать свои силы учебе.

Работа актера над собой
Окончив училище, молодой актер, как добрый молодец из русской народной сказки, отправился в долгое странствие  — на людей посмотреть и себя показать. Он ездил в Москву, Ленинград, Таллин, Ригу, Вильнюс, прослушивался в разных театрах, прислушивался и примерялся к разным сценам, коллективам и, главное, к себе. На выпускника Ярославского театрального училища с прекрасными актерскими данными, внешностью и голосом героя был спрос. Но существовала одна проблема: везде требовалась прописка — бич многих людей искусства советской эпохи. Ради прописки в престижных городах фанаты столицы шли на фиктивные браки, махинации с документами, невосполнимые жертвы. К счастью, Метелёв сразу отверг для себя этот путь, и судьба привела его в Ростов-на-Дону, к режиссеру Вячеславу Гвоздкову — замечательному мастеру, набиравшему молодых актеров, чтобы создать труппу в лучших традициях русского театра.
Каждый начинающий артист помимо учебного заведения должен пройти «театральную школу» — процесс вхождения в профессию, адаптации и утверждения в ней. Школа означала работу «на износ»: интенсивные репетиции, два-три спектакля в день и длительные, до двух месяцев, гастроли в разных городах страны.  Над самой маленькой ролью приходилось работать до седьмого пота. Но школа того стоила. Через год театр сделал молодому актеру еще один подарок: Олег Метелёв нашел в труппе свою «половинку» — молодую актрису Ирину Щукину. Это было стопроцентное попадание, актеры поженились, а через год у них родился первый сын — Данила.
Ростовский театр оказался прекрасной школой жизни для Олега Метелёва. Гвоздков действительно воспитал и сплотил замечательную труппу, актер стремительно рос, развивался, набирал профессионализм — тем тяжелее воспринял он неожиданный уход из театра любимого режиссера. Это означало безусловную потерю той «семьи», которая была создана общими усилиями руководителя и актерского состава. Пришедший новый режиссер не оправдал ожиданий, и для Олега Метелёва началась новая эпоха странствий.
Этот период был, наверное, самым трудным в жизни актера и его семьи: поиск, перемены, неизбежные потери, выматывающие переезды из города в город, из театра в театр. «Красный факел» в Новосибирске, Самарский драматический, Кировский ТЮЗ, театр в Каменске-Уральском… Этот «курс выживания» сильно отличался от той программы, которую мог предложить благополучный стационарный театр. Играя разноплановые роли с разными режиссерами на разных подмостках, Олег Метелёв не только отшлифовывал свой природный талант, но и находил в себе совершенно новые грани, учился вживаться в меняющиеся реальности, каждый раз начиная карьеру «с нуля».
Но теперь актеров было двое, и это усложняло задачу. В одних театрах Олега Метелёва принимали как героя, поручая ему все главные роли и при этом игнорируя Ирину, в других предпочтение отдавали его жене, а его самого принимали «как штаны». Они же искали коллектив, в котором было бы хорошо обоим.
Пять лет метаний и поиска закончились в 1992 году, когда Краснодарскому драматическому театру им. Горького срочно потребовался актер с данными Олега Метелёва, чтобы сыграть главную роль в спектакле «Фрёкен Жюли».

Сергей Павлович Голубков, сын профессора-идеалиста
В то время театром руководил Рудольф Кушнарёв. Когда Метелёв прибыл в краснодарский театр, его ждал сюрприз: вместо «Фрёкен Жюли» ему предложили сыграть роль Голубкова в пьесе М. Булгакова «Бег».
Это было подарком судьбы. Образ русского интеллигента — тонко чувствующего и страдающего человека, ищущего потерянную родину и при этом несущего ответственность за любимую женщину, как нельзя лучше соответствовал внутренним качествам и жизненному опыту Олега Метелёва. В прессе писали о точном попадании актера в роль, о «светлых, почти акварельных красках» созданного им образа, о внутреннем напряжении, которое игралось столь тонко и сдержанно, что не оставляло сомнений в подлинности проживаемых чувств.
Это был несомненный успех, с которым поздравили себя и актер и руководство театра. Ничего удивительного, что дальше, по словам Олега Александровича, «посыпались роли» — хорошие и разные: в среднем четыре-пять ролей за сезон. В любом жанре он чувствовал себя как рыба в воде: с неподражаемым блеском играл Панталоне в комедии Гольдони и дрессировщика Франкера в сармановском «Мамуре», был замечательным Гаевым в «Вишневом саде» Чехова — сложным, ранимым и бесконечно одиноким героем уходящей эпохи. Роль великолепного горского князя Казбека Шерет-Лука из спектакля «Хорош дом, да морока в нем» была отмечена критиками на фестивале «Кубань театральная-95» как одна из лучших актерских работ. Но даже играя гротесковые, почти лубочные персонажи, актер всегда сохранял связь с «живым человеком», его реалистичным началом и подлинными чувствами.
Одним из главных спектаклей своей жизни Олег Метелёв считает «Евангелие от Воланда» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом действе, продержавшемся на сцене без малого два десятилетия, он до сих пор играет две центральные роли — Мастера и Иешуа. Параллель между двумя образами, проведенная самим Булгаковым, в спектакле является решающей и требует от актера всех сил, всего нравственного багажа и внутренней правды. Он играет скупо, выверенно, точно, двигаясь, точно в священном танце, зная, что любое лишнее движение опровергнет выстраданную истину. Даже его молчание кажется густым, до краев наполненным сложным субстратом правды. Для него роль Иешуа — это приобщение к чему-то неизмеримо более высокому, нежели театральное искусство: пожалуй, к самому Духу.
Олег Метелёв никогда не был рабом своей фактуры. Оставаясь всегда высоким, подтянутым красавцем, он радовался возможности побыть слабым, смешным, наивным, в конце концов, «плохим». И краснодарский театр предоставил актеру весь спектр разноплановых ролей. Это и шекспировский Каюс в «Сэре Джоне Фальстафе»,  и Джозеф Кардин из «Детских шалостей» Лиллиан Хеллман, и Никитай из «Бададошкина и сына» Леонида Леонова, и Подколёсин в гоголевской «Женитьбе», и ироничный Генри Хиггинс в «Пигмалионе», и многие, многие другие. Даже простое перечисление сыгранных за пятнадцать лет ролей занимает много места.
Этот период, закончившийся «Пигмалионом», был на редкость удачным для Олега Метелёва и его семьи. Еще одним подарком судьбы явился тот факт, что в1996 году у Олега и Ирины родился второй сын — Прохор.  Но через несколько лет труппа, лишившись постоянного художественного руководителя, стала испытывать серьезные трудности — и творческого, и финансового характера. Случайные режиссеры ставили на сцене краснодарского театра такие же случайные пьесы. Результатом этого явились пестрота репертуара, психологическая разболтанность труппы, отсутствие в театре стилистического стержня — и неизбежная творческая стагнация.
Деятельная натура Метелёва требовала чего-то нового. И в судьбе артиста начался удивительный период, после которого он стал официально называться «актером театра и кино».

Петербургские тайны
Еще в 2001 году Олег Метелёв  начал сниматься в кино, сыграв роль командира арабских наемников в фильме Тиграна Кеосаяна «Мужская работа». Он снялся в общей сложности в пяти картинах, но это был, что называется, разовый опыт:  у актера не было возможности делать это постоянно. Но он мечтал вплотную соприкоснуться с профессией киноактера.
 В 2007 году Олег Метелёв оказался в северной столице. Оставив семью в Краснодаре, он намеревался утвердиться в кинематографе, который привлекал его еще со студенческих лет. Но съемки в кино — занятие нестабильное, и нужно было в очередной раз искать «театральную пристань».
Его охотно приняли в труппу Санкт-Петербургского театра Комедии им. Н. П. Акимова, в котором в ту пору играли замечательные актеры: Михаил Светин, Анатолий Равикович, Петр Вильяминов, Ирина Мазуркевич, и другие. Труппой руководила Татьяна Казакова — ученица Анатолия Эфроса, одна из лучших режиссеров Санкт-Петербурга, чьи яркие, самобытные постановки неоднократно получали награды на самых престижных театральных фестивалях. Ее стиль работы отличается определенной жесткостью, актерам часто приходится репетировать ночью, но, по мнению Олега Метелёва, такой стиль вполне оправдан в отношениях «режиссер-труппа», особенно если речь идет о поистине талантливом руководителе.  В театре им. Акимова Метелёв сыграл несколько замечательных ролей, одна из которых — маркиз Оттавио Фаветти в «Голодранцах и аристократах» Скарпетты — получилась особенно удачной. Гротесковый образ старого волокиты, созданный с помощью грима и особой речевой стилистики, сочетал в себе черты Вертинского и Вульфа. Эта работа ярко высветила комедийную и пародийную грань таланта Метелева: в связи с ролью Оттавио его имя неоднократно упоминали в прессе.
Однако артист, завоевывая все большую популярность в труппе, играя не маленькие роли в спектаклях театра им. Акимова, все же помнил, для чего он приехал в Санкт-Петербург.
Снимаясь в фильмах и популярных сериалах, таких, как «Морские дьяволы», «Возвращение Турецкого», «Ментовские войны-4», «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Когда растаял снег», Олег Метелев нарабатывал профессионализм киноактера: умение существовать перед камерой, мгновенно включаться и выключаться из роли, играть «как в жизни» — без сценического преувеличения и нажима, выражать чувства скорее глазами, чем лицом и телом. Все это потребовало перестройки — а значит, новых задач и нового витка личностного роста. Ему вполне удалось вжиться в предлагаемые обстоятельства и попробовать на вкус то, о чем мечталось. Созданные им на экране образы — красавец-боевик, карточный шулер, спивающийся композитор, стильный мафиози — кинематографические проекции тех аристократов рода и духа, которых ему более двадцати лет пришлось играть на сцене. Объединяет этих персонажей одно — блестящий профессионализм и присущее актеру чувство стиля.
Творческая жизнь складывалась в Санкт-Петербурге довольно удачно, но важные обстоятельства позвали актера домой. Во-первых, в Краснодаре у него родился внук Никита. Во-вторых, директор краснодарского театра Татьяна Кривошеева позвала Олега Метелёва вернуться в «родные пенаты». Наконец, он просто отчаянно соскучился по близким людям.
Он решил последовать зову сердца и через короткое время уже вновь служил «на родном театре»: впрочем, с кино он тоже не порвал.

Все только начинается
Сегодня актеру — пятьдесят. Подводить итоги рановато, но самое время ненадолго оглянуться и новым взглядом окинуть пройденный путь. Нынешний Олег Метелев — это зрелый, сложившийся мастер, человек с сильным личностным стержнем, для которого семья, творчество и духовность составляют триединую основу бытия.
Он по-прежнему играет значительные роли в краснодарском театре, по-прежнему при любой возможности снимается в кино. Его последняя роль в театре — судья сэр Томас в премьерном спектакле «Быть или не быть» по пьесе Уильяма Гибсона, в постановке Владимира Портнова.  Самая свежая роль в кино — граф Головин в фильме Владимира Бортко «Петр I. Завещание».
Актер считает, что разноплановость необходима в актерской профессии. Нельзя застревать в одном, однажды найденном, образе, в одном амплуа, на одном месте. Нужно уметь меняться, двигаться, рисковать. Олег Александрович говорит об этом так: «Лучше жалеть о том, что ты сделал, чем о том, чего не сделал».
Ему не нужно много времени, чтобы вернуться «в себя» из роли, даже если эта роль требует большого напряжения сил. Театральное искусство — это игра, и нужно уметь быстро освобождаться от образа, стряхивать с себя судьбу и эмоции персонажа, иначе актеру грозит психическое расстройство.
Жизнь для Олега Метелёва — это цикл уроков, которые необходимо пройти и усвоить, поэтому для него не существует случайных ролей, нечаянных встреч и поступков. Все в этом мире взаимосвязано.
Он знает, что за удачами и неудачами, блестящими карьерами и семейными драмами зачастую стоит рисунок судьбы. По чьей воле голодранцы становятся аристократами? По мановению чьей руки кировский мальчишка из рабочего района превратился в интеллектуала и аристократа? Не странно ли, что именно его избрала Мельпомена для службы в своем храме? И, между прочим, что там дальше?
 Новые судьбы повороты, новые роли и новые открытия? В случае артиста Олега Метелёва можно быть уверенным: все только начинается.

 

Наталья Малюченко

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->