заслуженный артист РСФСР
Он родился 20 ноября 1937 года в Астрахани. Оккупанты не входили в этот городок, но отголоски войны Станислав Иосифович помнит очень хорошо. Как вздрагивала земля от дальних разрывов, как по многу часов простаивала мама в очереди за продуктами, а маленький Стас ждал ее дома, как ликовали родные и соседи в день объявления капитуляции.
В пятом классе в жизни Гронского произошла встреча, которая определила всю его будущую судьбу. Преподавательница литературы Валентина Николаевна Можаева стала для Станислава Иосифовича первым и, пожалуй, главным Учителем. Это она привила обычному астраханскому парнишке любовь к литературе, к слову, к театру. Он пошел по ее стопам и поступил в Астраханский педагогический институт на филологический факультет. Но актерский талант, заложенный в него свыше, все-таки привел Станислава на студенческую сцену, где его заметили профессионалы.
На пятом курсе института Гронского пригласили сразу в два профессиональных театра: Астраханский драматический и Астраханский ТЮЗ. Он выбрал ТЮЗ и только ему известным способом умудрялся совмещать учебу на дневном отделении и работу в театре. По окончании института Станислав Иосифович едет на год работать учителем русского языка и литературы в село Марфино. Однако «ядовитые» семена актерской профессии уже дали свои всходы. Он возвращается в Астрахань, в театр.
В 1965 году главный режиссер Краснодарского драматического театра им. Горького Михаил Алексеевич Куликовский пригласил Гронского в свою труппу. В это время в театре была собрана сильная команда молодых артистов, многих из которых любит и знает и нынешнее поколение поклонников драмы. Используя выразительную внешность молодого артиста, мягкий лирический почерк, режиссер часто предлагал ему роли современников – интеллигентов или романтических героев. И вот, в работе мастера краснодарской сцены Степана Ивановича Шмакова актер встретился с Леонидиком из пьесы Арбузова «Мой бедный Марат». Его герой в смятении решал вопросы гамлетовского толка: «Как мы живем? Как жить дальше?». В этом спектакле и происходит то, что впоследствии станет тенденцией, фирменным почерком творчества Станислава Гронского. Спокойная и благополучная на первый взгляд жизнь персонажа как бы взрывается изнутри и оборачивается своей контрастной изнанкой.
Резкий перелом сознания, пересмотр ценностей переживает его Бусыгин из пьесы Александра Вампилова «Свидание в предместье». Еще вчера герой ощущал себя законченным циником, готовым ради ночлега представиться несуществующим сыном музыканта Сарафанова. А сегодня готов пойти на любые жертвы, лишь бы не разрушить эту иллюзию, не лишить старика последней надежды. Все сценические герои Гронского наделены глубокой внутренней жизнью, детально разработанной актером. Его профессиональная палитра весьма разнообразна, поэтому Станислав Иосифович одинаково достоверен в любом жанре, в любом образе. В роли Цезаря из шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра» Гронский встретился с тем человеческим типом, который ненавидит всю жизнь. Один из рецензентов характеризовал его так: «некий «аппаратчик», холодный, деловитый карьерист, все человеческие чувства которого заменены системой приказов и циркуляров». Станислав Иосифович создает образ сложный, противоречивый, многогранный и страшный.
В первые же годы своего пребывания в Краснодаре Станислав Иосифович создает народный театр юного зрителя, который на два десятилетия становится для творческой молодежи города и театром, и школой, и домом, где тепло и уютно.В ТЮЗе Гронский был и режиссером и педагогом для своих студийцев, из которых выросли актеры и режиссеры, деятели культуры и просто хорошие люди, навсегда сохранившие преданность театру. И все это время Станислав Иосифович оставался одним из самых востребованных и занятых в репертуаре театра драмы артистом. Среди образов, созданных Гронским, и Вагнер в «Фаусте» Гете, и Вральман в «Недоросле» Фонвизина, и Протасов в «Живом трупе» Толстого, и Дугин в «Рядовых» Дударева. В 1988 году Станиславу Иосифовичу было присвоено почетное звание «Заслуженного артиста РСФСР» и с этого же года он становится бессменным председателем Краснодарского отделения союза театральных деятелей России.
Девяностые годы Станислав Гронский встретил знаковыми в своей биографии ролями. Это были: Тихий в «Беге» по Булгакову, генерал Епанчин в «Идиоте» по Достоевскому, Берлиоз и Каифа в «Евангелии от Воланда» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На этих спектаклях выросло несколько поколений краснодарских зрителей, а «Евангелие…» и сегодня собирает полные залы, и преобладает среди зрителей молодежь.
Настоящей творческой удачей Гронского стала работа над ролью Балтазара Балтазаровича Жевакина в «Женитьбе» Гоголя. Он вызывает истинное сострадание своей искренностью, детской непосредственностью, верой немолодого уже человека в возможность найти свое счастье. Нелепый и трогательный, очень ранимый со скромным букетиком, никому не нужный и ни за что осмеянный, он все равно надеется, что жизнь его изменится в лучшую сторону.
В 1998 году Станислав Гронский стал кавалером ордена «Дружбы», в 1998 удостоен премии Губернатора Краснодарского края в области театрального искусства имени народного артиста СССР М.А. Куликовского, в 2006 награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, в 2007 году становится лауреатом премии правительства Российской федерации имени Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства Российской федерации», а в 2013 году ему вручили медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени.
Гронский не был бы самим собой, если бы ограничивался только работой в театре и СТД. В 80 – 90-х годах в крае гремел конкурс театральных капустников «Хохот Пегаса», придуманный и организованный Станиславом Иосифовичем. Очевидцы помнят, что в зале Краснодарского краевого театра кукол, в котором проходил фестиваль, яблоку негде было упасть, а мы, студенты, пробирались в зал самыми немыслимыми путями. Параллельно Гронский создает Краснодарский муниципальный молодежный театр, в котором становится первым художественным руководителем. Сейчас это один из самых популярных театров Краснодара. Как руководитель СТД Станислав Иосифович постоянно сталкивается с различными проблемами артистов города и края, которые принимает как свои личные, и старается каждому помочь, где деньгами, где советом, где рекомендацией. И поэтому крошечное помещение на улице Гоголя для многих актеров – второй дом.
Сегодня Станислав Иосифович по-прежнему плотно занят в репертуаре театра, у него громадье планов, как в творчестве, так и в общественной работе. Он любим зрителем и уважаем коллегами. Особенно отрадно видеть, что на спектакле «В тени виноградника», где он работает со своим давним партнером Анатолием Горгулем, с каждым днем все больше и больше молодых лиц, умных, сопереживающих и понимающих. И хочется думать, что эти люди будут преданы театру так же, как и те, которых Станислав Иосифович учил и воспитывал 40 лет назад.
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке. Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарский академический театр драмы им. М.Горького, © 2020
При использовании материалов
обязательна ссылка на источник информации — www.dram-teatr.ru
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).