Пресс-центр События Сергей Мочалов: «Для меня Театр на первом и единственном месте!»

01.12.2016

Сергей Мочалов: «Для меня Театр на первом и единственном месте!»

Сергей Мочалов: «Для меня Театр на первом и единственном месте!»
 
Именно за то, что во всех его персонажах присутствуют природная  интеллигентность, доброта и мягкость, за то, что Сергей Михайлович всегда остается верен себе – интеллигентный Орлович из «Покровских ворот», харизматичный Ребе в «Поминальной молитве», или, например, добродушный Царь Авдей в постановке «Невероятные приключения трех Иванов», – именно за это зрители любят Мочалова и отмечают особую манеру жизни на сцене. И в жизни этот улыбчивый, обаятельный человек с невероятно выразительными синими глазами больше похож на ученого, чем на драматического актера.
 
Сергей Михайлович Мочалов удивил меня тем, что выглядит значительно моложе заявленного юбилея, о чем я ему сразу и честно призналась. В свойственной ему мягкой манере он отшутился, но в течение интервью мне удастся раскрыть секрет моложавости.
 
В 1982 году Михаил Алексеевич Куликовский, главный режиссер Краснодарского театра драмы, принял молодого актера Сергея Мочалова в труппу, и вот уже 35-ый сезон наша сцена для него является самой главной в жизни.
 
— Сергей Михайлович, чем притягательна профессия актера? Как так случилось, что Вы вот уже столько лет не изменяете профессии?
 
- Даже и не смогу сформулировать точно. В театр попал совершенно случайно: в нашу школу пришел руководитель Театра Юных при краевом Дворце пионеров, набирал ребят в студию. Я сразу не отреагировал, а одноклассницы пошли, и - как обычно, девчонок много, а мальчиков мало - начали меня подбивать. Мол, Серега, ну давай, тоже попробуй. Вот и получилось – пришел за компанию, а остался на всю жизнь. Мама работала в Краснодарском научно-исследовательском институте садоводства и виноградарства,  думала, что я стану аграрием. Честно ходил на станцию юных натуралистов возле Чистяковской рощи в кружок овощеводов-полеводов, выращивал помидоры, полол грядки, и вдруг! Как ни банально звучит, но театр и «запах кулис» – это магия. Единожды сыграв на сцене, я не смог остановиться и до сих пор волнуюсь, когда выхожу к зрителю.
 
— Чем должен руководствоваться артист, который хочет, чтобы его персонажу поверили?
 
- Всегда в первую очередь отталкиваюсь от себя, от того, как в предлагаемых обстоятельствах поступил бы сам. Конечно, режиссер в нужном направлении направит или наоборот - утвердит то, что ты предлагаешь. А если идешь «от себя», то и самому легче, и зрителю персонаж будет казаться более  естественным и правдоподобным. 

- А если роль ну совсем не «от себя?»
 
- Если сам не сопротивляешься персонажу, то и в роли сопротивления не будет. Конечно, в самом начале актерской карьеры мне, можно сказать, повезло. Михаил Алексеевич Куликовский – мой первый режиссер в театре драмы – большой мастер своего дела, всегда видел, что давать артисту, а что не стоит. Я был высокий, кучерявый, голубоглазый и, естественно, сразу попал в амплуа молодого лирического героя. Все царевичи и принцы в сказках стали моими. С годами диапазон ролей расширился, я всегда соглашаюсь играть все, что мне предлагают. Актер должен постоянно работать, совершенствоваться, не бывает маленьких или проходных ролей. Всегда есть чему поучиться и у своих коллег, и у режиссера, попробовать что-то новое. Поэтому я не воспринимаю какую-либо роль «не своей».
 
 — Вы активно снимаетесь в кино. Чем отличается работа на сцене от игры перед кинокамерой?
 
- У меня за плечами уже боле 30-ти работ в кино и телесериалах. В 1988 году снимался фильм «Сувенир для прокурора», организовали большую массовку в ресторане нашего «Интуриста» на втором этаже, пригласили артистов всех рангов. Александр Серов, он еще работал тогда в нашей филармонии, тоже там участвовал, но уже как восходящая звезда. Вот с тех пор я активно снимаюсь. 
Как-то так сложилось, что и кино, и театр в моей жизни очень тесно переплелись, хотя отличия кардинальные! В театре долго репетируешь, готовишься, а потом за один вечер проживаешь жизнь своего персонажа полностью. В кино все с ног на голову: сегодня с конца историю снимаем, завтра с начала. 
 
- Вы и сейчас для интервью выкроили время между сьемок.
 
- Да, снимаюсь в сериале «Доктор Мартов», роль второго плана, сьемки насыщенные, поэтому приходится успевать все. Кино для меня - это возможность поработать с разными артистами, посмотреть, научиться чему-нибудь новому. Мне посчастливилось сниматься на одной площадке с такими профессионалами как Богдан Ступка, Александр Пашутин, Дмитрий Марьянов, Ян Цапник. Смотреть, как работают твои коллеги, очень полезно для собственного развития. 
 
- Кстати, мы с Вами встречались почти на всех спектаклях регионального фестиваля «Кубань театральная - 2016». И это при насыщенном графике сьемок и спектаклей!
 
- Всегда хожу в другие театры на премьеры, просто на спектакли, слежу за новыми событиями. Жаль, что совсем не вижу в залах молодых актеров нашего театра, а ведь ходить на спектакли коллег - это возможность научиться новому или, наоборот, посмотреть, как нельзя делать, - бывает и такое!

- Актер ведь постоянно учится, даже если просто наблюдает да течением жизни.
 
- Именно так! Когда театром руководил Михаил Алексеевич Куликовский, труппа была большая – около шестидесяти человек, и тогда обязательно назначались два исполнителя на каждую роль, а на женские – и по три актрисы. Играли в очередь, на репетициях можно было увидеть персонажа со стороны в исполнении партнера и что-то улучшить, что-то подглядеть у него. Сейчас, к сожалению, утеряна практика режиссерского анализа рисунка роли с артистами, многое дается на откуп самим актерам, отчего, я считаю, иногда страдает качество постановок. В театре нельзя посмотреть, хорошо ты играешь или плохо. Вот, наверное, и плюс работы в кино – можно попросить показать, как получился эпизод, переиграть сцену.
 
— Помимо актерской работы Вы являетесь уполномоченным Союза театральных деятелей в театре драмы, членом комиссии при министерстве культуры Краснодарского края по присуждению премии губернатора в области культуры и искусств и занимаетесь общественной работой. Чем это значимо для Вас? 
 
- Сколько себя помню, все время занимаюсь общественной деятельностью. Еще в школе был секретарем комсомольской организации. И в Краснодарском театре драмы также принял комсомольскую организацию, был членом партбюро, долго входил в состав художественного совета, вступил в Союз театральных деятелей. Когда-то это было очень престижно. Но с годами даже мысли не возникло все бросить. Для меня важно, чтобы актеры дружили, не забывали, что мы часть одной большой семьи, где царит совершенно особая творческая атмосфера, которой нет ни в одном другом профессиональном объединении. Я всегда стараюсь принимать участие в мероприятиях в драме, рассказывать зрителям на экскурсиях историю театра, какие-то наши байки. Жаль, что сейчас не хватает времени чаще устраивать творческие посиделки после фестивалей, премьер, конкурсов, приглашать критиков, просто друзей, вести разговоры. Во мне, как в человеке, есть такая потребность объединять людей и быть вместе с ними, вот такой я, уж какой есть.
 
— Что интересует актера Сергея Мочалова?
 
Театр – на первом и единственном месте. И только!
 
 
Возвращаясь после интервью, я поймала себя на том, что после разговора с Сергеем Михайловичем улыбаюсь, просто так. В этом и секрет его молодости – легко идти по жизни, любить людей, профессию, делать мир светлым вокруг себя. Стоило бы поучиться!

Екатерина Пономарева




Афиша

Партнеры

Все партнеры

Стать партнёром