Пресс-центр События ДМИТРИЙ РАЗУМОВ: Мы хотим создавать уникальные вещи

12.02.2015

ДМИТРИЙ РАЗУМОВ: Мы хотим создавать уникальные вещи

 В ожидании премьеры спектакля «Безумный день, или женитьба Фигаро» мы побеседовали с художником, который создает костюмы и декорации для нашего спектакля - Дмитрием Разумовым.
Дмитрий Владимирович Разумов окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова, в мастерской народной артистки СССР Валентины Александровны Ермаковой и получил специальность «Актер театра и кино». С 1998 по 2001 год жил в Краснодаре и служил в Краснодарском муниципальном молодежном театре в качестве артиста. Потом уехал в Москву. В школе-студии МХАТ обучался у Олега Ароновича Шейнциса. Оформлял спектакли «Театра. doс», театра «Практика», Омского театра драмы, Русского театра Эстонии, театра "Vanemuine" (Тарту), Торуньского театра (Польша), театра «Сатирикон», Театра Чоконаи, МХТ имени А. П. Чехова, театр «Глобус» (Новосибирск), Театр-Театр (Пермь). Участвовал в выставках «Пражская квадриеннале 2007», «Студенческий павильон», «Театральный Альманах», фестиваль уличных инвенций «Форма», фестиваль «Сад будущего».
Выпускник «Школы театрального лидера - 2013». Куратор и один из авторов проекта «Послушайте».
- Я уже во второй раз берусь за «Женитьбу Фигаро», - рассказывает Дмитрий. - В первый раз, как говорится, «не срослось». А с Дмитрием Петрунем мы сработались, мне нравится наш замысел.
- Дмитрий, как вы с режиссером настраивались на работу? На чем акцентировали внимание - на актуальности и «современности» материала или, наоборот, на том, чтобы передать атмосферу того времени?
- Мы не противопоставляли одно другому. Если мы сделаем хороший спектакль, он будет актуален. Пьеса Бомарше однозначно не стареет, это никому не нужно доказывать. А в искусственное и грубое «осовременивание» классики лично я не верю. Когда режиссер хочет показать, что материал «не устарел», он не может придумать ничего лучше, кроме как переодеть героев в одежду «H&M» и усадить на диван из «Икеи». Художнику в результате работать не над чем.
- Где вы черпали вдохновение для работы над «Фигаро»? В живописи того времени - полотнах Фрагонара, Буше?...
- Буше и Фрагонар в то время были уже «уходящей натурой». Премьера пьесы - 1784 г., Галантный век уходит. То время, о котором вы говорите - вычурные и громоздкие платья с кринолинами, безжалостные корсеты, пудра и белила - началось в период правления Людовика XIV, Короля-Солнца. Именно Король-Солнце ввел моду на пудреные парики: когда он начал лысеть и носить парик, в угоду ему парики надели все придворные. В то время изысканную косметику наносили на немытое тело, а культ искусственной молодости приводил к тому, что знатные дамы портили себе кожу пудрой, содержащей свинец. Кавалеры и дамы из высшего общества добровольно превращали себя в живых фарфоровых кукол. И старели, и умирали, кстати, очень рано. Такой странный был период в истории. А Бомарше создал своего «Фигаро» спустя 70 лет после смерти Короля-Солнца, уже при его внуке Людовике XVI. Революция уже зреет в умах, через четыре года падет Бастилия. Мне безумно интересно это время, я был рад погрузиться в него во время работы над «Фигаро».
- «Женитьбу Фигаро» иногда называют предвестницей Великой французской революции...
- Да, Бомарше верно отразил в пьесе дух своего времени, а время действительно было переломное. Людовик XVI с самого начала запретил пьесу за чересчур вольные мысли, которые высказывает Фигаро. Но пьеса отображала реальность, а запретить реальность не под силу и королю. «Женитьба Фигаро» - пьеса легкая для восприятия и при этом очень глубокая. Она многое потеряла в переводе, на французском все эти фразы можно сказать на одном дыхании. Но все равно мы можем почувствовать, как она хороша. Там такие великолепные монологи Фигаро, сплошные афоризмы... «Чтобы заработать на хлеб, мне пришлось проявить такую находчивость, какой не требуется и для управления страной»... Как-то так.
- Вы как-то ориентируетесь на постановки «Фигаро», сделанные в прошлом и уже ставшие «классическими»?
- Знать эти постановки необходимо. В Москве сейчас идет две премьерные «Женитьбы Фигаро» - в Вахтанговском театре и в Пушкинском театре. Ориентироваться на них - опасно, граница между цитированием и плагиатом тонка. Предпочитаю создавать свое. Мой учитель Олег Аронович Шейнцис создал сценографию «Женитьбы Фигаро» в театре «Ленком». Финал спектакля - цитата картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» - символ революции. Нам, создающим театр нынешнего времени, нужны наши собственные идеи. Вообще, если сформулировать наше отношение к работе, к театру... Мы не хотим нафталина и штампов, мы не хотим создавать одноразовые продукты потребления. Мы хотим создавать уникальные вещи - «ручной работы».
- Вы сейчас говорите и за себя, и за режиссера?
- Да.
- Если говорить о режиссерских находках в «Женитьбе Фигаро» - расскажите хоть об одной...
- Например, мы акцентируем внимание на профессии героя. Фигаро - цирюльник. Обычно его показывают просто как слугу, человека на побегушках. А у нас кресло цирюльника занимает центральное место в доме. И граф, и графиня постоянно «наводят красоту», и Фигаро для них действительно неоценим. Помните - культ искусственной молодости? Тут и перекличка с нашим временем, когда многие считают своим долгом посещать салоны красоты. Люди всегда выглядят немного комично в такие моменты - в пене для бритья или с маской на лице. А рядом крутится мудрый Фигаро, знающий все их слабости.
- И последний вопрос, личного характера. Многие мечтают об актерской профессии. А вы решили из нее уйти. Почему?
- Мне стало скучно. Захотелось идти дальше, развиваться. Не хватало именно творчества. Я свободнее чувствую себя сейчас, в качестве художника.
Дмитрий поправляет стеклянную перегородку на макете декораций к «Женитьбе Фигаро». Ставит на свое место лестницу величиной с мизинец. Совсем скоро эти крошечные декорации, словно по волшебству, превратятся в настоящие, а в них заживут своей жизнью вольнолюбивые герои Бомарше.

 




Афиша

Партнеры

Все партнеры

Стать партнёром