Пресс-центр События Итоги «Кубани театральной»

28.11.2014

Итоги «Кубани театральной»

Подводя итоги XIV регионального фестиваля "Кубань театральная - 2014", следует рассказать о спектаклях, которые мы – Краснодарский край и республика Адыгея – представили на суд независимого жюри, а также о наградах, которые эти спектакли получили.
 
Уже знаменитый среди краснодарских театралов спектакль «Финтифлюшки» открывал фестиваль и был показан вне конкурса. В спектакле занята большая часть труппы Краснодарского драмтеатра, и  Анна Большова – известная московская актриса театра «Ленком». Московский режиссер Никита Гриншпун поставил стильный музыкальный спектакль, полный озорного лукавства, мягкого юмора и легкой грусти, по рассказам Антона Чехова ("Скорая помощь", "Недобрая ночь", "Налим", "За двумя зайцами", "Который из трех", "Свистуны", "Хористка"). Режиссеру и актерам удалось передать главное в чеховских рассказах – сострадание к людям с их суетой и слабостями, окрашенное печальной иронией человека, знающего жизнь.
 
Вне конкурса гостям фестиваля и членам жюри показали и постановки краснодарских частных трупп: пластический «Proгон» «Одного театра», музыкальную сказку «Домик для поросенка» театра кукол «Волшебное колесо» и «Маленькие комедии московского Гамлета» Равиля Гилязетдинова по рассказам А. П. Чехова.
 
  В конкурсной программе фестиваля участвовали девять спектаклей театров Краснодарского края и республики Адыгея.
 
Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху (Адыгея) представил зрителям музыкальную комедию «Люби меня, как я хочу» молодого режиссера Тимура Исупова. Он поставил ее по пьесе французского драматурга Г. Ару «Лаура и Жаки» еще десять лет назад, а сейчас возродил спектакль с новым составом актеров. Алена Штонда (Наливайко) играет капризную красавицу Лауру, а роль ее супруга исполняют сразу четыре актера, в числе которых – сам режиссер-постановщик спектакля. Музыку к спектаклю написали Михаил Арзуманов и Тимур Исупов. За спектакль «Люби меня, как я хочу» Камерный музыкальный театр им. А.А. Ханаху получил на фестивале награду в номинации «За оригинальное  музыкальное оформление спектакля».
 
Русский государственный драматический театр им. А. С. Пушкина (Адыгея) представил на фестивале мелодраму «В день свадьбы» по пьесе В. Розова (реж. В. Бородин). Герои спектакля «В день свадьбы» существуют в некоем безвременье: по воле режиссера они рассуждают о современных русских сериалах, при этом одеты по моде ранних девяностых, а думают и действуют, как советские люди, еще не пережившие перестройку и утрату всех прежних ориентиров.  
 
Туапсинский ТЮЗ порадовал зрителей «Историей с метранпажем», режиссер которой (А. Лухин) пошел другим путем. Его «советское ретро» –открыточное,  узнаваемое: старенький радиоприемник, телефонный аппарат с крутящимся диском… Ленивое затишье в гостинице южного городка нарушает нервный, точно разбуженная среди бела дня сова, администратор (В. Ардашев). Сперва он хамит постояльцам, а потом в страхе перед гневом «начальства» поднимает комичный переполох и самого себя едва не доводит до инфаркта. Пьеса Вампилова – анекдот, который в постановке Лухина утратил большую часть обличительного пафоса, но все же остался смешным.
 
Лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» (авторы музыки и либретто – А. Пантыкин и К. Рубинский) Краснодарского музыкального театра стала событием для театра.  Режиссер-постановщик А. Мацко попытался нам показать зрелищную постановку. Декорации и костюмы Максима Обрезкова создают то настроение легкого, веселого карнавала, где обман – отнюдь не грех, а милый грешок, то – атмосферу темницы, почти склепа, где томится и бредит незадачливый Павел Иванович.   На фестивале «Кубань театральная» лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» принесла Музыкальному театру награды сразу в трех номинациях: «Лучшее световое оформление спектакля» (художник по свету Сергей Скорнецкий), «Лучшее сценографическое оформление спектакля» (художник Максим Обрезков), «Лучшая женская роль второго плана» (Наталья Арзяева, роль Лизоньки).
 
Национальный театр республики Адыгея имени И. С. Цея представил на суд зрителей и жюри сказку-притчу на адыгейском языке «Зиусханьыр Орэпсэу!» («Хвала Ему!») по пьесе С. Хунэго (реж. Аслан Хакуй). Сюжет прост, но злободневен. Все лесные обитатели трепещут в страхе перед неким Господином. И только Мышь, подобно шварцевскому Ланселоту, пытается прогнать тирана, но прежде всего – заставить рабов мыслить и действовать, как свободные звери. Удастся ли ему побороть их забитость, глупость и душевную лень?...   На фестивале театр получил награду в  номинации «Лучший актерский ансамбль».
 
На сцене Нового театра кукол жюри и гости фестиваля увидели «Аленький цветочек» по пьесе Карнауховой и Браусевича (реж. Г. Гольдман).     «Аленький цветочек» не обошли наградами: актрисы Оксана Житникова и Анна Недашковская за роли Капы и Фисы получили награду в номинации «Лучший актерский дуэт».
 
Краснодарский театр драмы представил на конкурс премьеру нынешнего сезона «Поминальная молитва» по пьесе Г. Горина.  
 
Спектакль Краснодарского академического театра драмы им. Горького «Поминальная молитва» (реж. Г. Шапошников) взял сразу четыре награды. Для наших актеров это – повод для гордости. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» был награжден заслуженный артист РСФСР Сергей Калинский (за роль Лейзер-Вольфа). А актерский дуэт Натальи Арсентьевой (заслуженная артистка Кубани) и Анатолия Горгуля (народный артист РСФСР), недаром получивший положительные отзывы критиков и прессы, был отмечен и жюри фестиваля. Арсентьева получила награду в номинации «Лучшая женская роль» (за роль Голды), а Горгуль – в номинации «Лучшая мужская роль» (за роль Тевье).  Помимо основных наград, жюри вручило еще два специальных приза. Один из них был вручен актеру Краснодарского театра драмы, заслуженному артисту РСФСР А. Катунову (за роль Степана в «Поминальной молитве»). 
 
Второй специальный приз жюри достался Армавирскому театру драмы и комедии за спектакль «Все хорошо, что хорошо кончается» («Конец – делу венец») по пьесе Уильяма Шекспира (режиссер Ю. Ковалев). Постановка добротная, чуть затянутая, с намеком на модный эксперимент (действие перенесено в абстрактную Европу времен Первой мировой войны, а король Франции почему-то напоминает босса сицилийской мафии на покое – вспоминается «мафиозный» антураж «Гамлета» Ю. Бутусова). 
 
Лучшим режиссером-постановщиком был объявлен художественный руководитель Краснодарского краевого театра кукол, заслуженный деятель искусств Кубани Константин Николаевич Мохов за работу над спектаклем «Тростниковая шапка» по пьесе Ю. Сидорова и И. Уваровой. Это спектакль в спектакле – история странствующих актеров переплетается с судьбой сказочной принцессы, изгнанной отцом-королем. «Тростниковая шапка» перекликается с пьесой Шекспира о короле Лире (в спектакль органично включены монологи Лира – актер по прозвищу Бедный Йорик вынужден играть в бродячем кукольном театре, а сам бредит «Глобусом»…). Красота печальных большеглазых кукол и костюмов, стилизованных под Средневековье – заслуга художника Елены Мацкевич (заслуженный работник культуры России).
 
Спектакль получил еще одну награду – самую значимую награду фестиваля.
За роль Красотки (Тростниковой Шапки и Младшей Дочери) заслуженная артистка Кубани Анна Сезоненко была награждена премией администрации Кубани в области театрального искусства имени народного артиста СССР Михаила Куликовского.
 
По итогам фестиваля можно сказать, что театральная жизнь нашего края, пестрая и разноуровневая, продолжает обогащаться новыми интересными коллективами и новыми постановками. Каждый театр находит своего зрителя, и почти каждый есть за что наградить.  
 
Евгения Гончарова




Афиша

Партнеры

Все партнеры

Стать партнёром