Пресс-центр События «Это были даже не роли, а человеческие судьбы…»

30.03.2012

«Это были даже не роли, а человеческие судьбы…»

 Накануне юбилейного вечера  прославленной актрисы, народной артистки России Идеи Григорьевны Макаревич, который состоится 7 апреля в театре драмы, о ней рассказывают её партнёры по сцене – Ольга Светлова, Анатолий Горгуль и Андрей Соломыков.

Ольга Светлова – заслуженная артистка России, дочь Идеи Макаревич:

- В детстве мы с братом (заслуженный артист России  Дмитрий Морщаков, ныне актёр Молодёжного театра – А. Н.)даже не задумывались, что существуют какие-то другие профессии, кроме профессии актёра. Понимали, что если дома мама и папа разговаривают сами с собой, значит, они учат роли. И мы понимали, что когда они выходили на сцену, это были уже не совсем мама и папа. Спектакли, где играли родители, помню очень хорошо, даже спектакли владивостоксие (семья переехала в Краснодар из Владивостока в 1962 году – А. Н.).
Что касается мамы – я, конечно, всегда знала, что она изумительная. На сцене она могла быть совершенно разной: смешной и серьёзной; простой и изысканной. Настолько непохожие были роли. И это были даже не роли, а человеческие характеры, судьбы. У каждого своя природа ощущения жизни, своя манера речи, даже походка…
С Идеей Григорьевной мы очень много вместе играли. И это было замечательно. Она очень хороший партнёр.
Когда я была ещё совсем маленькой, очень хотела быть похожей на маму. У неё была безупречная фигура. Она привлекала внимание окружающих своей яркостью, неповторимостью и манерой одеваться. Наш папа (артист Николай Морщаков – А. Н.) не переставал восхищаться ею и просто боготворил.
Идея неординарная и очень смелая актриса. Ничего никогда не боялась. Если того требовала роль, могла быть некрасивой на сцене. Например, играя простую женщину, подпиливала каблуки, от чего походка становилась нелепой. Нельзя научиться быть такой актрисой, как Идея Григорьевна. Можно только ею родиться. Её поцеловал Господь. В ней есть определённого рода магия, волшебство. Человек, увидевший её хотя бы раз, остаётся под влиянием её азарта, темперамента, глубины, юмора.

***
Андрей Соломыков – в 80-е – 90-е годы актёр Краснодарского театра драмы; ведущий театральных гостиных:

- Идея Григорьевна Макаревич уникальна тем, что может маленькую эпизодическую роль превратить, в хорошем смысле слова, в свой бенефис. Не потому, что «тянет одеяло на себя», нет! Просто Идея Григорьевна силой своего магнетизма и обаяния эти акценты перемещает.
Она очень требовательна к себе и к партнёрам по сцене. В 83-м году, только придя в театр, я играл в итальянской комедии «Моя профессия – сеньор из общества», где блистала Макаревич. Она была в гриме цвета загара, а я старался филонить и не гримироваться. Считал, что достаточно естественного цвета лица; что мужчина не должен особо пользоваться гримом. Когда выходил на сцену без грима, всегда получал в свой адрес уколы от Идеи Григорьевны: «Что же ты бледный, как спирохета!». Потому что актёры должны быть в ансамбле не только в плане актёрской игры. Они должны быть и «в единой цветовой гамме»…
Актёр использует весь арсенал выразительных средств: пластику, мимику, голос. В 1984 году Куликовский поставил «Варваров» Горького. В этом спектакле героиня Макаревич подзывала персонажа: «Лидушка!..». Можно было просто эту фразу произнести. Но Идея Григорьевна произносила это слово «звуково», объёмно; «проходилась» голосом по всем семи нотам, по всей октаве. В этом было и мастерство, и владение речевой партитурой роли. Я эту «Лидушу» запомнил на всю жизнь как урок…
Это был 1994 год. Владимир Рогульченко – тогда ещё совсем молодой режиссёр – ставил «Идиота». А играли в спектакле мастера: Гронский, Горгуль, Макаревич. Казалось бы, им уже не до гибкости. Задачи Владимир Дмитриевич ставил перед актёрами очень непростые. Но они как ученики всё начали с чистого листа, не боялись вплетаться в эту систему. Это не каждому дано.
Рудольф Кушнарев (худрук театра с 1988 по 2000 годы – А. Н.) пригласил в Краснодарский драмтеатр московского режиссёра Бориса Львова-Анохина, чтобы он специально «на Макаревич» поставил пьесу «Мамуре». До этого Львов-Анохин ставил эту пьесу в Малом театре, где главную роль исполняла легендарная актриса Гоголева. Я видел запись спектакля с Гоголевой по каналу «Культура». Но Идея Григорьевна в краснодарском спектакле была не менее, а может быть и более очаровательна. Это особенность её мощного таланта: не просто сделать не хуже, а сделать по-своему, лучше. Этот спектакль с Макаревич был показан в Москве в Вахтанговском театре.

***
Анатолий Горгуль, народный артист России:

- Я приехал в Краснодар в 1967 году. С тех пор знаю Идею Григорьевну, работаю с ней. Встречался с ней в спектакле «Миллионерша». Она была невероятно энергичной. Мы сами ставили сценические драки. Было такое ощущение, что у неё «чёрный пояс», так она артистов мутузила.
Но первое, что меня поразило – это спектакль «Дуэнья», который я увидел в 67-м году. Это был высший пилотаж, очень точно найденный характер. Не просто смешно, но всё точно, по смыслу правильно. Зал лежал от хохота. Прекрасная комедийная актриса! И сейчас вы видите, как она прекрасно играет в «Они были так трепетно счастливы».
И роли драматического плана Идея Григорьевна играет замечательно. Допустим, роль матери в «Привидениях» Ибсена. Такой масштаб был в решении этого образа: она соединила в себе трагедию матерей всего мира. Потрясающая драма, такое внутреннее горе, переживание за сына. Очень сильный спектакль.
Роль в «Мамуре» она сыграла на высшем уровне. Не зря же её называют национальным достоянием. Она это действительно заслужила! К тому же она основательница целой династии. У них такой клан актёрский просто! Всегда восхищался этой актрисой. Дай Бог ей здоровья.




Афиша

Партнеры

Все партнеры

Стать партнёром