Пресс-центр События Привилегия Идеи Макаревич

16.03.2017

Привилегия Идеи Макаревич

Народная артистка России Идея Макаревич на Кубани своего рода легенда. И кто хоть раз видел ее на сцене, не мог не попасть под сметающую силу ураганного обаяния и сногсшибательной энергетики, которыми она наделена. Художественный калибр актрисы таков, что каждое ее появление на подмостках сродни револьверному выстрелу, разящему наповал, - неважно, эпизодическая это роль или главная. О сценических победах и успехах Макаревич на самом деле сегодня ходят легенды, что, в общем-то, и понятно, так как 90-летие уже позволяет стать частью мифа, предания, правда, все же со ссылкой на достоверность.
 
Приехав на Кубань в 1962 году в возрасте 35 лет, Идея стразу стала любимицей публики, и эта народная любовь ее сопровождает до сих пор. Актриса по призванию, по всей своей сути, обладающая невероятной интуицией и самоиронией, Идея Григорьевна никогда не боялась на сцене потерять красоту и никогда не заботилась о своем женском реноме. Ее обожали режиссеры, так как она полностью им доверяла и растворялась в них без остатка, но при этом не теряя своей индивидуальности и контроля над ситуацией. Обычно о таких артистах говорят, как о мечте постановщика.
 
Имея страстный, жгучий темперамент, Макаревич способна в то же время, как никто, играть всепоглощающую женственность и удивительную трогательность, мастерски владея искусством кантилены. Только кантилена у актрисы, если так можно выразиться, больше беглая, словно в танго.
Когда известный режиссер Борис Львов-Анохин поставил по просьбе тогдашнего художественного руководителя Краснодарского театра драмы Рудольфа Кушнарева «Мамуре» Жана Сармана, спектакль для актрисы стал сродни восхождению на театральный Эверест. Будучи умным администратором и тонким критиком, Кушнарев хорошо чувствовал актерскую природу и лучше других знал потенциал и возможности своей труппы. Именно он уговорил Бориса Александровича приехать в Краснодар и посмотреть Макаревич. В результате родился замечательный спектакль, который потом кубанцы с триумфом показывали в Москве, на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. Роль Селины Муре удалась краснодарской приме настолько, что, сравнивая «провинциалку» с Еленой Гоголевой, являвшейся тогда главной «Мамуре» страны, бывалые театралы и критики зачастую отдавали пальму первенства гастролерше. Возможно, «слухи» слишком преувеличены, но исходят они непосредственно от собратьев по цеху. На самом деле у Макаревич чрезвычайно мощно развито клоунское начало, а владение приемами клоунады - ремесло, подвластное лишь актерам-асам, - говорит о высшем классе нашего юбиляра. И этот трагифарсовый колорит, маскарадная круговерть во многом и закрепили за ней комедийное амплуа.
 
К сожалению, я не видел ее в Брехте мамашей Кураж (по словам очевидцев, работа необычайно талантливая), но можно представить, как она жила в эпическом омуте страстей и сколько разных красок нашла для своей героини. Актриса на грани эксцентрики, с молниеносной реакцией, точно ухватывающая зерно роли, с потрясающе сильной природой, внутренним чутьем, что давало ей возможность импровизировать и быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, напоминает другую свою непревзойденную коллегу - Инну Чурикову с ее «или дурочка, или гений». Это, конечно, дар свыше, привилегия избранных. Обычно, когда актер идет «от головы», роль больше «делается», если «от нутра», образ рождается и лепится сам собой, что ни в коем случае не отменяет огромного трудолюбия, которое у Макаревич всегда было. Я помню ее Марию Васильевну Войницкую в «Дяде Ване». Был такой милый, довольно-таки традиционный спектакль на камерной сцене Краснодарского театра драмы. Режиссер-постановщик Лев Белов собрал тогда весь цвет местной труппы - народных артистов России Алину Кузнецову, Анатолия Горгуля, заслуженных артистов России Веру Великанову, Александра Катунова. Но от Войницкой-Макаревич нельзя было оторвать глаз. Ее «старая галка» - этакая тетеха только на первый взгляд, на самом же деле она играла женщину с осанкой кокетки. Правда, «грация» больше напоминала карикатуру с претензией на даму света... Антон Павлович 15-летней давности до сих пор вспоминается как что-то прелестное и канувшее безвозвратно. Кажется, навсегда уходит и эпоха таких титанов, как Идея Макаревич, которая по праву была признана в 1995 году «Национальным достоянием России».
 
Около 200 ролей сыграно нашей прекрасной юбиляршей за годы ее творческого долголетия, и каждая из них - отдельный спектакль, отдельная жизнь и, не побоюсь показаться высокопарным, настоящее искусство.  
 
Геннадьев Александр
 




Афиша

Партнеры

Все партнеры

Стать партнёром